«В 50-е годы общественная атмосфера в России накалилась, как перед грозой». В это время особенно остро дали о себе знать многие общественные проблемы, такие, как разложение феодально-крепостнической системы управления, экономическая и социальная отсталость России, господство уже отживших, но все еще имеющих сильную власть патриархальных порядков.
Написанное в этот период времени, в 1859 году, Александром Николаевичем Островским произведение «Гроза» имеет подобное название не случайно. Образ грозы символичен, многозначен, ассоциируется и с некой мрачной силой, которая в контексте данного времени символизирует мир косности, старых порядков, и в то же время с борьбой, которая возникает под влиянием веяний нового времени, новых идей, и, наконец, гроза олицетворяет очищение, обновление, которое непременно наступает после нее.
Так, название пьесы Островского и образ грозы, созданные автором в произведении, символичны и многозначны.
Прежде всего этот образ можно трактовать как воплощение старого патриархального мира, где господствуют самодур Дикой, «тиранящий семью и держащий в страхе весь город, так что и случайные прохожие стараются с ним не сталкиваться», Кабаниха, свято верящая в домостроевские патриархальные традиции, «под видом благодетели» подчинившая себе всех и в своем в доме. Калинова, завоевавшая всеобщее раболепственное уважение. Ибо это мир, где живут и такие, как Тихон, люди безвольные и бесхарактерные, чьи судьбы изломаны в условиях патриархального уклада жизни, люди, живущие в абсолютном подчинении, если не сказать в духовном рабстве, но в глубине души желающие вырваться на свободу. (Как радуется Тихон, уезжая из дома, что «две недели никакой грозы над ним не будет»!) Мир, где царят «жестокие нравы, грубость, бедность нагольная», где «льются невидимые миру слезы» подавленных и униженных, в котором под гнетом косных порядков трудно выжить даже и сильным личностям, таким, как главная героиня пьесы, Катерина.
Будучи натурой тонко чувствующей и одухотворенной, она жаждет истинной любви. И любовь приходит, но, увы, не к Катерине-девушке, когда это прекрасное чувство могло бы ее осчастливить, а к Катерине — замужней женщине. Для девушки, воспитанной в строгих патриархальных традициях, богобоязненной, измена мужу, даже мысли о другом мужчине, представлялись ужасным грехом. Страх Катерины перед богом сопряжен и с образом грозы, но ей «не то страшно, что гроза ее убьет, а то, что смерть вдруг застанет со всеми грехами, со всеми помыслами лукавыми». Таким образом, гроза символизирует и конфликт в душе Катерины, конфликт двух сильных чувств: страстной любви к Борису и патриархальных предрассудков, которые имеют большую власть над Катериной, она желает быть с любимым и в то же время не может нарушить обещание, данное мужу. Разбушевавшаяся в итоге стихия воплощает кульминацию борений в душе героини и торжество патриархальных представлений о мире, ибо во время грозы Катерина призналась мужу в измене: «Не могу больше терпеть, все сердце изорвалось, грешна я перед богом и перед вами»...
В то же время в соответствии с развитием сюжета образ грозы можно рассматривать.и как воплощение конфликта между Кабанихой, представительницей старого мира, где господствуют жестокость, тирания, невежество, грубость, и Катериной, образ которой символизирует протест против косных порядков, царящих как в доме Кабановых, так и во всем Калинове, против домашнего рабства, против угнетения личности. Катерина, женщина «решительного, цельного характера», пожелала «идти до конца в своем восстании против произвола» в семье, она предпочла умереть, нежели подчиниться Кабанихе и ее порядкам. Гибель Катерины — «страшный вызов самодурственной силе, который говорит ей (этой силе), что уже нельзя идти дальше, нельзя дальше жить с ее насильственными, мертвящими началами». Ее смерть стала своего рода грозой в мире Калинова, заставила многих увидеть свое положение и жизнь города в другом свете, задуматься о правильности порядков, по которым они живут. Так Тихон, не выдержав наконец жестокости матери, прилюдно бросает укор: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...»
То есть образ грозы — это еще и предвестник крушения старого мира, обличающий «шаткость и близкий конец самодурства»...
Итак, Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза» отразил всю суть своего времени, с одной стороны, обличив убожество и несовершенство патриархальных порядков, угнетающее воздействие косного мира, где только смерть человека может заставить других увидеть несостоятельность реальности, в которой они живут, где живые люди завидуют самоубийцам, с другой стороны, выразив веянья нового времени, необходимость менять уклад жизни, жить в соответствии с другими правилами, другими идеалами, не угнетающими людей, не ломающими их судьбы, не превращающими их дом в темницу, а жизнь — в рабство.
2i.SU ©® 2015