Теплый душный майский вечер. За окном перестал стучать дождь. С приятной тоской дочитываю «Мертвые души». Если бы можно было где-нибудь через год или два забыть все прочитанное! Я бы с удовольствием воспользовалась этим, чтобы снова впервые шагнуть в удивительный мир, созданный Н. В. Гоголем. Здесь все по-другому и все как-то близко и дорого.
Великолепный, головокружительный гоголевский мир! Вместе с Чичиковым я путешествую по извилистой и ухабистой российской дороге, а мимо проносятся удивленные глаза крестьян, хитроватые улыбки прохвостов и мошенников, озадаченные лица помещиков и чиновников.
Чиновничий мир потряс меня больше всего. Как же так?! Неужели и тогда, в девятнадцатом веке, все было так же, как и сейчас?! Те же светские рауты и приемы, сплетни и интриги; та же неуемная жажда накопительства переплетается с расточительством, ханжество с разнузданностью, жестокость по отношению к людям зависимым с раболепием и преклонением перед вышестоящими. Да, к сожалению, та абсурдная российская действительность, мастерски изображенная Гоголем, и сегодня осталась такой же абсурдной.
Не буду скрывать, что мне больше всех понравились Чичиков и Хлестаков. Несомненно, что и предприимчивый делец-путешественник из «Мертвых душ», и новоиспеченный «ревизор» из одноименного произведения являются одними из самых ярких и интересных гоголевских персонажей.
Примечательно, что Хлестакова и Чичикова трудно назвать обычными мошенниками, иначе исчезла бы глубина замысла. Главное здесь то, что погрязшие в беззаконии и потому охваченные страхом чиновники из «Ревизора» и ограниченные, примитивные в своих стремлениях помещики из «Мертвых душ» сами дают себя обмануть.
Замечательна сцена разговора городничего и Хлестакова во втором действии, во время которого каждый думает о своем, а выходит вполне логичный и связный разговор. Возможно, это совпадение произошло отчасти и от «крайности» ситуаций, в которых оказались оба героя. Хлестаков уже вторую неделю не платит за проживание и обед и вполне может ожидать наказания от властей. И хотя он и боится городничего, но все еще бодрится и храбрится, надеясь, что «авось вывезет». И действительно, вывезло! Ведь городничий-то со своей стороны тоже очень сильно перепугался, узнав, что «ревизор» в городе уже с неделю. Но странно, как такой «очень неглупый» человек мог принять молодого повесу за государственного чиновника. Ведь Хлестаков даже не пытался выдать себя за такового! Он вел себя естественно, как обычно. Может, именно это и показалось городничему убедительным.
'Такими же непрозорливыми оказались и чиновники из «Мертвых душ». Они просто «растаяли» от безграничной приятности Чичикова. Даже прокурор, который, по сути дела, должен следить за законностью в городе, не только не заинтересовался странным господином Чичиковым, но и не препятствовал распространению глупой сплетни о похищении губернаторской дочки.
И никому в голову не пришло расспросить самого Чичикова! Да и зачем? Людям гораздо приятнее строить разные невероятные догадки, чем знать правду. Интересно, что сплетни разводили даже те, кто ни разу не видел героя!
После собрания, на котором решалось, кто же такой Чичиков на самом деле, мы уже полностью убеждаемся в неспособности чиновников решать насущные вопросы. Здесь можно провести параллель между чиновниками «Ревизора» и «Мертвых душ». Все они обладают такими характерами и человеческими качествами, которые никак не соответствуют занимаемым ими должностям. Разве может любопытный человек быть почтмейстером? А судья, радующийся тяжбе, потому что он в это время может гонять4 зайцев на землях помещиков, дело которых ведет? А лекарь, ничего не понимающий по-русски?! О губернаторе города, в который приехал Чичиков, говорят, что Он прекрасно вышивает. Но никто не говорит о том, как хорошо выполняет он свои обязанности! Гоголь как будто специально наградил своих персонажей такими несуразными качествами и должностями.
Когда и в «Ревизоре», и в «Мертвых душах» наконец узнают об истинных намерениях приезжих (хотя намерения Чичикова так и остались загадкой для чиновников), то вовсе не делают каких-либо' важных или полезных для себя выводов. А герои наши тем временем спокойно уезжают, радуясь своему счастью.
Выезжая из города, Чичиков наталкивается на похоронную процессию. Селифан же по этому поводу замечает: «...значит счастье, если встретишь покойника».
Получается, что прокурор, которого хоронили, как бы «благословил» Чичикова, передал ему «прощальный привет».
Это можно назвать последней каплей в чаше абсурда и несоответствий, созданной Гоголем. Но это удивительное царство абсурда существует не только для того, чтобы показать чиновничий мир во всем его многообразии. Царство это — удивительно точное описание российской действительности. Да сам писатель не ожидал, что его произведения получатся не просто высмеивающими и обличающими, а в них встанет вопрос о нравственности и ее упадке в России.
Н. В. Гоголь внес огромный вклад в историю русского реализма. За ним будут Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов, Булгаков. Такие разные писатели, но все в той или иной степени, по их собственным признаниям, — ученики Гоголя.
Вновь перечитываю «Ревизора» и «Мертвые души». Закрываю глаза. Вот передо мной моя Россия, «бойкая необгонимая тройка».
2i.SU ©® 2015