Ноздрев и Хлестаков — герои двух знаменитых произведений Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». Ноздрев — словно «повзрослевший» Хлестаков, вобравший в себя и развивший его основные черты.
Хлестаков — мелкий петербургский чиновник, направлялся из Петербурга в «Саратовскую губернию, в собственную деревню» и был принят в уездном городе за ревизора. Испугавшись сначала, он затем быстро входит в роль, получает солидную сумму денег в качестве взяток, объявляется женихом дочери городничего, окружается заботой и вниманием городских властей и успевает благополучно сбежать из города.
Хлестаков — не обманщик и не авантюрист. Он говорит и действует неосознанно, под влиянием обстоятельств. Он чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет, потому что ложь его похожа на фантазии ребенка. Если бы Хлестаков был мошенником, смысл комедии стал бы совершенно иным. Испугавшиеся чиновники просто «сами себя высекли», приняв Хлестакова за ревизора. Желание Хлестакова представить себя птицей иного полета естественно, это свойственно каждому человеку «хоть на минуту», как говорил Гоголь.
Наиболее полно характер Хлестакова раскрывается в сцене вранья на приеме у городничего. Он становится «главнокомандующим», который «всякий день во дворец ездит». Постепенно Хлестаков входит во вкус, осознает себя в новой роли. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: «В дороге издержался», то у Бобчинского и Добчинского он сразу требует: «Денег у вас нет?»
Хлестаков — это и маленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человек, и «возникшая до высшей степени пустота». Это и символическое, обобщенное изображение современного человека, «который стал весь ложь, уже сам того не замечая».
В поэме «Мертвые души» Хлестаков, сохраняя свои основные черты, перерождается в новое качество — Ноздрева. Это уже не «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький», а крепкий, полный сил мужчина: «здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себя столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».
Главная страсть Ноздрева — «нагадить ближнему»: он распускает про знакомых небылицы, расстраивает свадьбу, торговую сделку, но продолжает считать себя приятелем того, кому нагадил.
Вещи вокруг Ноздрева соответствуют его хвастливой и азартной натуре. У него в имении пруд, где раньше «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку»; поле, на котором он ловил зайца за задние ноги. По-хлестаковски Ноздрев рассказывает, что держал лошадей голубой или розовой масти.
Но, в отличие от своего младшего собрата, он уже сознательный шулер. Он подпаивает Чичикова, чтобы обыграть его в карты. Играя с Чичиковым в шашки, ухитряется обшлагом рукава продвинуть шашки в дамки.
Он энергичный и деятельный, но деятельность его лишена смысла. Он меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку — не ради выгоды, а ради самого процесса. Он импульсивен и безудержен. В пьяном виде сечет розгами помещика Максимова, собирается побить Чичикова. Он первым выдал тайну Чичикова на балу у губернатора, а потом «сел на пол и стал хватать за полы танцующих».
Сопоставляя Хлестакова и Ноздрева, можно увидеть, как деградирует человек. Как из «невинной слабости» при благоприятных условиях (пошлого, бездуховного, трусливого и лживого окружения) может вырасти настоящая человеческая подлость и жестокость.
Но, изображая и сатирически обличая человеческие пороки, Гоголь верил в торжество светлого и доброго начала в человеке. Поэтому он был и остается одним из величайших русских писателей-гуманистов.
2i.SU ©® 2015