Отрицание смехом, осмеяние — одна из древнейших форм неприятия действительности, ее темных, мрачных, уродливых сторон. Мировая литература хранит в себе множество сатирических шедевров, среди которых выделяются произведения Рабле, Свифта; из русских писателей — Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Сам Гоголь признавал «Мертвые души» самой фундаментальной своей работой; приступая к созданию поэмы, он писал Пушкину: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» (Письмо 7 октября 1835 года). В комедии «Ревизор», как считал Герцен, Гоголь изобразил «сборный город всей темной стороны». Одним из важнейших в галерее карикатурных типов, созданных Гоголем в этих произведениях, являются образы 'чиновников, государственных служащих: в «Ревизоре» это в основном уездное чиновничество, в «Мертвых душах» — губернское, в «Повести о капитане Копейкине» — столичное.
Образы чиновников у Гоголя типизированы, всем им присущи общие черты, поэтому в обоих произведениях, изображая чиновничество, автор обращается к одним и тем же мотивам. Сразу обращает на себя внимание манера общения чиновников друг с другом, какой-то дух семейственности, ощущение связанности круговой порукой, корпоративность; они знают все должностные преступления друг друга, но покрывают других, зная за собой подобные проступки. В «Мертвых душах» Гоголь пишет: «...они все были народ добрый, жили между собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски, (...) — словом, все было очень семейственно». В «Ревизоре» городничий открыто советует чиновникам «приготовиться по своей части» к приезду ревизора, а потом успокаивает почтмейстера, вскрывавшего письма из любопытства: «Ничего, ничего. Другое дело, если бы вы из этого публичное что-нибудь сделали, но ведь это дело семейственное». Чиновники охотно включают в свой круг приятных в обращении людей соответствующего чина; в «Мертвых душах» гостеприимство у них искренно, и «человек, вкусивший с ними хлеба-соли, (...) уже становился чем-то близким». В «Ревизоре» же радушие и гостеприимство по отношению к мнимому ревизору носит явно показной характер: при появлении внешней опасности (ревизия) городничий и его окружение еще плотнее сбиваются в единую команду, чувствуя круговую поруку. Практически все чиновники у Гоголя — взяточники; мотив взяточничества ярко проявляется в «Мертвых душах», где особенно ловко этим занимаются полицмейстер и Иван Антонович Кувшинное рыло (очень показательная сцена с Чичиковым). Тема взяточничества проявляется и в биографии Чичикова, причем эпизод с неким обобщенным просителем можно считать отступлением о взятках, в финале которого автор делает явно ироничный вывод: «теперь нет взяточников: все правители дел честнейшие и благороднейшие люди, секретари только да писаря мошенники». В «Ревизоре» взятки берут и городничий, и судья Ляпкин-Тяпкин (борзыми щенками), причем в отношении взяток между чиновниками существует особая субординация: так, городничий откровенно заявляет квартальному: «Смотри! Не по чину берешь!»
В абсолютном большинстве своем чиновники — люди невежественные, необразованные; в «Мертвых душах» этот признак дается через алогизм (отрывок «Многие были не без образования...», где описываются литературные пристрастия каждого чиновника). Этот отрывок Гоголь заканчивает так: «...кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». В «Ревизоре» чиновники совершенно серьезно обсуждают возможность начала войны с турками как причину появления ревизора. Хлестакову удается убедить всех, что «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма» — его собственные произведения. Лишь дамы в уездном городе знакомы с романтическими романами, и Марья Антоновна знает, что «Юрий Милославский» — «господина Загоскина сочинение».
При всей видимой самоуверенности и властности чиновники чрезвычайно подвержены (часто беспричинному) страху: страху перед начальством (на этом, собственно, и строится все действие «Ревизора»), боязни показаться неблагонамеренными, боязни перед доселе невиданными действиями. Так, в «Мертвых душах» непонятное поведение Чичикова наводит на городских чиновников неподдельный ужас: «...как только сказал тому и другому, и вдруг побледнели и тот и другой; страх примитивнее чумы и сообщается вмиг. Все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было». Обычная причина возникновения страха — сплетни: их охотно распускают все чиновники. В «Ревизоре» слухи и сплетни — неизбежное явление в жизни уездного города, разносят их в основном Добчинский и Бобчинский, первыми признавшие Хлестакова ревизором.
В обоих произведениях подчеркивается ничтожность и бессмысленность существования чиновников; Ярко и красочно об этом говорит Собакевич в разговоре с Чичиковым, называя всех чиновников «праздными» и утверждая, что «они все даром бременят землю». И после смерти чиновник бесследно исчезает с лица земли и из памяти людей; так, о прокуроре («Мертвые души») никто не может вспомнить ничего, кроме «густых бровей»; конечно, это гротеск, но тем самым Гоголь подчеркивает безликость людей и быстротечность праздной жизни, посвященной балам, обедам, охоте и игре в карты. Вообще чин определяет положение человека в обществе, наделяет его определенной властью и потому развращает; иерархичность в государственной системе обуславливает отношение чиновника к Другим, и «шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений». В лирическом отступлении о толстых и тонких чиновниках Гоголь применяет оригинальный и меткий принцип деления, в основу которого положены уже внешние различия. Действительно, чин влияет и на внешность, и городничего из «Ревизора» сбивает с толку невзрачность Хлестакова: «А ведь какой невзрачный, низенький, ногтем бы придавил его». Жизненный опыт подсказывает ему, что солидный человек не может быть таким худеньким.
Чиновников характеризует и их отношение к службе: большинство из них видит в карьере возможность жить за чужой счет, поэтому процветает коррупция, показуха; многие используют служебное положение в личных целях. В «Повести о капитане Копейкине» оказывается, что столичное чиновничество подвержено тем же порокам, что и провинциальное. Вообще в «Мертвых душах» и «Ревизоре» отражены все сферы деятельности городского чиновничества: высшая городская власть (губернатор в «Мертвых душах» и городничий в «Ревизоре»), судебные инстанции, богоугодные заведения, почта, полиция.
Для раскрытия образов чиновников Гоголь использовал множество художественных средств. Все эти образы — сатирические, так как несоответствия, которые в них заложены, социальные; пафос их изображения сатирический, однако в некоторых случаях можно говорить о трагикомическом пафосе (например, в сцене похорон прокурора). Типичным гоголевским приемом является гротеск — соединение контрастного, доведенное до абсурда. Гротескны и предположения испуганных чиновников, и сам город в «Ревизоре» — сборный город, город-гротеск. Характерно для Гоголя и обобщение; например, само название города NN говорит о типичности и повсеместности происходящих в нем явлений. Также в «Мертвых душах» есть отступления, обобщающие изображение чиновничества: о толстых и тонких, о Прометее, о государственном человеке. Портреты чиновников даны или развернуто (Иван Антонович), или с акцентом на одну деталь (прокурор), или обобщенно. Часто используемый у Гоголя прием — овеществление или омертвление живого: «Герои наши видели много бумаги, и черновой и беловой, наклонившиеся головы, широкие затылки, (...) и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая бойко и размашисто выписывала протокол...» Немаловажна и речевая характеристика: выдуманный язык для игры в карты, у почтмейстера — перегруженность речи вводными компонентами.
В «Мертвых душах» у чиновников даже нет фамилии (опять же прием обобщения); в «Ревизоре» фамилии говорящие или просто сатирические (Ляпкин-Тяпкин, Гибнер, Держиморда). У некоторых есть прозвища, например Иван Андреевич Кувшинное рыло.
Образы чиновников, созданные Гоголем, ярки и рельефны; в них запечатлены черты, характерные не только для середины XIX века, но и для всего человечества в целом. Взяточники, подхалимы и халтурщики были и будут всегда; Гоголь метко и едко высмеял именно те черты российского государственного устройства, которые позволили авантюристу Чичикову почти до конца осуществить его аферу: такое могло произойти только в бюрократической неконтролируемой стране. Сам Гоголь говорил, что главное действующее лицо «Ревизора» — смех; но за смехом скрываются глубокие, тревожные мысли автора о судьбах, о жизни, о людях, о будущем России.
2i.SU ©® 2015