Произведения Н. В. Гоголя, хотя бы потому, что они являются классикой русской литературы, неоднократно становились материалом для различных критических работ. В большинстве этих работ мы можем увидеть подробный анализ текста, изучение мастерства писателя, а также влияние исторических традиций на творчество Н. В. Гоголя. Благодаря этому в критике на сегодняшний день имеется совершенно определенная точка зрения на то или иное произведение писателя; это, безусловно, и определяет собственное их истолкование для каждого человека.
Повесть «Шинель». Что можно сказать о ней в первую очередь? Несомненно то, что ее тема является традиционной для русской литературы. Начатая А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник», а в особенности в повести «Станционный смотритель», она получила свое продолжение у Н. В. Гоголя, а Ф. М. Достоевский выбрал ее основой для своих произведений, где она и была освещена наиболее, многократно и полно. Это тема маленького человека. Надо сказать, что у Н. В. Гоголя она носит особый характер: наряду с материальным обнищанием своего героя он показывает обнищание и опустошение души, и это при том, что сама душа в его понимании вечна и ничто не способно полностью уничтожить ее. В подтверждение этому на последних страницах повести мы встречаем странную личность «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели...». Все-таки душа, или, точнее, дух бедного Акакия Акакиевича бессмертен, но он и после физической смерти не может избавиться от своих прошлых пороков и предрассудков. Если бы в действиях героя прослеживалась хоть какая-то жизненная логика, его дух не стал бы после смерти снимать шинели со всех встречных, а ограничился бы местью своим обидчикам. Но логики не было, а было то, что заменяло ее, некоторая псевдологика, которая наряду с другими псевдопонятиями составляла жизненную основу Акакия Акакиевича.
Можно сколь угодно долго говорить о том, что в обстановке самодержавия могла возникнуть Такая исковерканная человеческая личность, что покупка шинели имела преувеличенно большое значение в жизни Башмачкина, но все это и без того рассмотрено в критике. Я бы выделил несколько другую особенность героя, которая, как мне кажется, является ключевой в его характере. Это отсутствие нормальных человеческих потребностей. «Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями... когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время... в театр... на улицу... на вечер... просто к своему брату в четвертый или третий этаж... — словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению». Н. В. Гоголь с большим мастерством показывает нам, что при всей низости и пошлости людских удовольствий их отсутствие порождает вечное страдание, по крайней мере, в нашем мире, где истинные ценности подменены ложными. Здесь человек не видит цели своей жизни, его дела и стремления мелочны, а сам он настолько погряз в мирской суете, что даже и не помнит о настоящей морали.
Н. В. Гоголь — непревзойденный мастер русского языка; в каждом слове, в каждом обороте мы, как в зеркале, видим отношение автора к своим персонажам и к миру, в котором они живут. В повести нет ни одного слова, значение которого можно было бы расценивать однозначно. Сатира, с которой автор описывает своих героев, не знает границ, и в то же время она не лежит на поверхности, но просматривается в тексте повсеместно. Например: «Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения... Он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того...», а потом уже ничего и не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил».
Читая страницы повести, мы убеждаемся в том, что Н. В. Гоголь, изображая жизнь Акакия Акакиевича, не слишком сожалеет о том, что наделил своего героя столь несчастной судьбой. Да, мир обидел его, сильно обидел, но не настолько, чтобы не было выхода из сложившейся ситуации. Человек всегда способен на то, чтобы выйти из замкнутого круга отягощающих его жизненных обстоятельств. Впрочем, это уже мое личное мнение, ведь Н. В. Гоголь об этом ничего не говорит.
Сегодняшнее прочтение повести еще раз подтверждает ее актуальность. Царская Россия ушла в прошлое вместе со своими департаментами и «чиновным народом». Но означает ли это, что ситуация, подобная описанной в «Шинели», не может повториться сегодня? Толпы маленьких людей суетятся вокруг нас, решая свои ничтожные проблемы. И, вероятно, не далек тот час, когда где-нибудь на окраине Петербурга мы встретим странное привидение, пугающее своим видом прохожих и «снимающее с их плеч всякие шинели».
2i.SU ©® 2015