Лермонтов — поэт, чьи стихи звучат в душе человека на протяжении .всей жизни. С юных лет и до глубокой старости стихотворения Михаила Юрьевича не перестают удивлять и поражать своим многообразием. То мощный напор «железного» стиха, то нежные и трогательные строки, то неторопливая и спокойная разговорная речь,— все это уживается в творчестве Лермонтова и делает его неповторимым и запоминающимся поэтом. Музыкальность и лиричность «Русалки» («русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны»), прозаичность «Завещания» («Наедине с тобой, брат, хотел бы я побыть»), моменты ораторства в строках стихотворения «Смерть поэта» («Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар... А вы, надменные потомки») — эти непохожие стихотворные стили у Лермонтова сливаются в одно целое и создают целый мир, в котором можно прожить жизнь, непохожую ни на чью другую: более насыщенную переживаниями, переполненную чувствами и мыслями.
Такие разные герои, как страстный Мцыри, мечущийся Печорин, дерзкий Демон, степенный Калашников, становятся, если пристальнее вглядеться в них, близкими друг другу, так как за этими образами скрывается личность поэта со своим собственным мироощущением. Как бы ни отличались между собой по интонации, жанру и стилю произведения Лермонтова, они всегда узнаются по общему, именно лермонтовскому строю, «лермонтовскому элементу», как выразился Белинский, который, по его мнению, лучше угадывается, чем поддается описанию. Лермонтов — «мятежный романтик», который ищет гармоничный и совершенный мир и, не находя его, вступает в конфликт с человеческим миром, в конфликт, который не может закончиться примирением.
В поэме «Демон» существуют два равновеликих образа — Тамара и Демон. Мятеж Демона против мира, сотворенного богом, близок Лермонтову, поэт и Демон родны по духу. Но поэту дорога и земная красота, которой он любуется, и Демон бледнеет перед неисчерпаемой полнотой жизни, олицетворенной в Тамаре.
Демон, охвачен противоречиями, его попытка примириться с богом и принять
несовершенный мир через любовь к женщине кончается крахом. Тамара же живет
лишь любовью и готова ради любви страдать. Смысл этого самопожертвования
ради любви выше демонического отвержения. В конце концов «печать проклятья»,
лежащая на Демоне, оказывается той силой, которая отчуждает героя от рая
и земной жизни, обрекая его на одиночество, превращая в одинокого бунтаря.
Демон повержен, и это неизбежно, так как он оторван от земной жизни, поэтому
любовь и благородные побуждения демонического героя независимо от желаний
оборачиваются злом, что увеличивает его страдания. Попытки Демона навязать
свои законы уже сотворенному миру оказываются бессмысленными. Земля не
создана ни для Тамары, ни для Демона, на ней обитает обычный грешный человек.
Тамаре с самого начала уготовлен рай, ей было послано испытание, но свои
сомнения она искупила самопожертвованием.
А в природе все осталось по-прежнему: «Природа тешится шутя...», а
«вечный ропот человека» не возмутит покоя могильных плит, как не нарушит
мира над скалой величественного Кавказа.
В этих последних печальных и одновременно примиряющих строках слышно
и доверие к жизни, и желание ее изменить, и горечь тщетных усилий, и оправдание
«вечного ропота». По представлению Лермонтова, человек родится свободным,
и порыв к воле, и самые простые желания заложены в нем от природы, поэтому
они неискоренимы и никогда не угасают. Поэма «Мцыри» — страстный призыв
жить, жить по-настоящему: «гореть», страдать, мучиться сомнениями, но жить.
Но жить, а не существовать можно лишь свободному, вольному человеку. Страстное
желание свободы героя поэмы — это желание самого автора, крик души, призыв
к людям, чтобы те отказались от своей серой, ровной, спокойной, легко предугадываемой
жизни ради трех дней счастья быть свободным и живым в полном смысле этого
слова.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Выла б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Но на смену этому порыву приходит тоска, так как приходит понимание, что мечтания напрасны, а надежды пусты.
...Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской.
То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума.
В поэме параллельно теме свободы также развивается тема Родины. Мцыри, оторванный от своей семьи, от родных мест, страдает, и именно эта тоска по Родине заставляет его острей чувствовать свою несвободу, свою горькую участь пленника.
...Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил.
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Умирая, Мцыри не грустит уже ни о чем, только лишь о том, что похоронен он будет не на родной земле.
Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной.
В стихах Лермонтова отражается его бунтарский дух, свободолюбивая натура; выражена его любовь к Родине, к родным местам. Этим он близок и понятен каждому человеку, за это он и любим!
2i.SU ©® 2015