Первая половина XIX века — «золотой» век русской поэзии. Два величайших гения, творивших в этот период, озаряют своим светом всю русскую литературу, Это Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их реалистическая поэзия охватывает огромное число проблем русской жизни, поднимает великие философские вопросы, дарит читателю мир красоты и чувство прекрасного.
Очень важное место в лирике Пушкина и Лермонтова занимает описание картин природы. Пейзаж помогает поэту донести до читателя самые сокровенные мысли и чувства, лучше раскрыть замысел произведения, это ярчайшее средство художественной выразительности. Природа в поэзии Пушкина и Лермонтова словно лирический герой. Пейзаж передает настроение, состояние духа поэта в минуту написания стихотворения: грусть и радость, счастье и печаль, надежда и тревога, чувство безысходности, мысли о смерти. Мы находим олицетворение всех этих чувств в бушующем море, чуткой тишине осеннего леса, холодном величии горных вершин:
«Унылая пора! Очей очарованье!» («Осень» 1833 г.) — А. С. Пушкин; «В небесах торжественно и чудно!» («Выхожу один я на дорогу...» 1841 г.) — М. Ю. Лермонтов.
Поэт находится в гармонии с природой. Она, как самый близкий друг, дарит ему понимание и сочувствие, автор как будто ведет диалог с природой, доверяет ей тайны души:
Дубравы, где в тиши свободы
Встречал я счастьем каждый день,
Ступаю вновь под ваши своды,
Под вашу дружескую тень.
Поэт наделяет образы природы красочными эпитетами, сравнивает их с живыми существами, например, у Пушкина в стихотворении «Кавказ» (1829 г.) о Тереке:
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной...
В стихотворении «Осень» (1833 г.) Пушкин говорит об этом милом ему времени года:
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет.
Но пейзаж не только; красив это не только живое, чувствующее существо. Пейзаж имеет глубокое философское значение.
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» (1837 г.) мы видим удивительную гармонию природы. Это природа тихого уголка родной земли, она красива неброской, но милой сердцу красотой. Только здесь смиряется тревога души, только здесь человек, утомленный суетой своей земной жизни, может сбросить с себя ее тяжкий груз и понять истинное счастье, истинный смысл своего существования, обрести для себя Бога: «...И в небесах я вижу бога...»
Человек не может достичь той гармонии, что создала природа, но он может приблизиться к ней, на мгновение стать ее частью.
Стихотворение А. С. Пушкина «Осень» написано в 1833 году, когда поэт посетил Болдино. Это некоторый итог, который автор подводит в своем творчестве. Он оказывается в тишине и покое, наедине со своими мыслями, которые удивительно созвучны настроению осенней природы. Она дает поэту силы творить, чувствовать, жить и любить: «...И пробуждается поэзия во мне...» Болдинская осень вдохновляет творческий гений поэта, дарует ему силу жизни. Пушкин ощущает гармонию с природой, гармонию с жизнью.
Оставляя все мелкое и суетное, поэт приближается к вечности, к природе мироздания. Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» написано им незадолго до смерти. Здесь присутствует не просто описание картины природы, а глубина мироздания, которое выше жизни и смерти. Эта торжественная тишина, сон земли открывают поэту иной мир, но это не смерть, а новая ступень духовного развития, живой сон, в котором человек находит покой, ощущает дыхание природы:
... Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Русский пейзаж в поэзии Пушкина и Лермонтова — это и образ Родины.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Деревня» написано им в 1819 году. Первая часть стихотворения — крестьянская идиллия, очаровательный деревенский пейзаж, радующий глаз. Пушкин говорит, как прекрасна его Родина, «но мысль ужасная здесь душу омрачает». Жестокость и несправедливость деспотичной власти губит человеческие жизни, таланты, подчиняет эту красоту своим порочным желаниям.
В стихотворении 1835 года «...Вновь я посетил...» мы видим уже не прежнюю идиллию, а реальную картину бедной деревенской жизни, поэт смотрит на крестьянскую Россию уже другими глазами. Увы, здесь все несовершенно, но молодая зеленая поросль сосен — это символ надежды на новое поколение, на новую жизнь.
Стихотворение Лермонтова «Родина» (1841 г.) выражает глубокое патриотическое чувство поэта, но это не официальный, а истинный патриотизм. Лермонтов любит не великие военные победы России, не ее силу и мощь, а красоту ее природы и народа, этот близкий сердцу каждого русского человека пейзаж, «чету белеющих берез». Эта любовь тем и странна, что дворянин Лермонтов любит простую народную Россию.
Истинный поэт тот, кто до самоотречения любит свою страну, кто живет ее болью и радостью, кто понимает родной народ. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова проникнута безграничной любовью к России и, конечно, к ее природе. Прекрасные, непревзойденные русские пейзажи в произведениях этих поэтов гораздо искреннее, сильнее и величественнее, чем все высокопарные патриотические речи. Именно такую Россию, какой мы видим ее в лирике Пушкина и Лермонтова, любит каждый из нас, именно это и есть наша настоящая Родина.
2i.SU ©® 2015