Природу воспевали многие поэты, но как-то особенно ее чувствует и доносит до нас гениальный поэт М. Ю. Лермонтов.
В его лирике природа неотделима от человека, его переживаний, настроений, чувств. У Лермонтова картины природы тесно связаны с внутренним миром лирического героя. Я хочу рассказать, как природа воздействует на человека, как Лирический герой ищет в общении с природой успокоения; как спасается от одиночества, какую роль играет природа в духовной жизни.
В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...», построенном на контрасте — «приличьем стянутые маски» и «родные места» поэта, — природа названа «царством дивным»:
Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Эти картины оживляют душу поэта: «...я плачу и люблю...». Казалось бы, вот она — гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония — в единении с природой; Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась «тучка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листа, оторвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта.
Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова о роли природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа», когда «волнуется желтеющая нива», кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка.
Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии — цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?
По своему настроению стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» перекликается с описанием «природы голосов» в поэме «Мцыри»:
Крутом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...
Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни.
«Волшебные, странные» голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли», все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но:
...не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседы звезд, спокойному сну земли «в сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной.
Жду ль чего?
Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я.
И не жаль мне прошлого ничуть...
Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказ от жизни. При всей тяжести существования («Что же мне так больно и так трудно»), при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой.
Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении «Три пальмы», где она приобретает неожиданно современный оттенок.
Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении «Три пальмы» человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий.
Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противопоставлении М. Ю. Лермонтов на, стороне природы, он не может понять человека, осуждает его:
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!., небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
Так многообразно раскрывается в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости
человека и природы. И над этим поэт заставляет нас задуматься.
Закончить свое сочинение хочу словами о стихотворении «Родина», в котором
поэт говорит о своей любви к отчизне:
Люблю отчизну я, но странною любовью!..
Это замечательные строки о родине, ее природе, ее красоте:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Для Лермонтова любовь к природе и родине неразделимы. Поэт говорит о родных просторах, реках, лесах, он чувствует то же, что чувствуем мы, так близки и понятны нам его мысли.
2i.SU ©® 2015