Я попробую раскрыть эту тему на примере творчества М. Ю. Лермонтова. Во-первых, потому, что он близок мне как поэт, писатель, во-вторых, потому, что его произведения учат высокой нравственности, любви, добру. Какое бы произведение Лермонтова мы ни взяли, будь то проза, поэзия, в каждом мы найдем ученье тому, чего нам так не хватает в наше сложное время;, любви к природе, патриотизма, доброты. У нас нет примера для подражания в жизни, мы ищем его в литературных произведениях, в их авторах. Ведь в жизни всегда нужно иметь высокую цель,; к которой ты будешь стремиться и желая достичь которой учишься всему, что нужно для этого, у людей, окружающих тебя, знающих об этой жизни больше, чем мы, и ты полагаешься на их жизненный опыт и знания.
Но вернемся к М. Ю. Лермонтову. Нельзя забывать, что и он вырос не в лучшее время: годы после декабрьского периода, годы гонений и репрессий, когда всякая свободолюбивая мысль преследовалась, а «ложь считалась признаком хорошего тона». И тем не менее, Лермонтов не сломился в этих условиях, писал произведения, в которых прославлял свободу и правду, презирая ложь и лицемерие.
Возьмем произведение, принесшее ему повсеместную славу, — стихотворение
«Смерть поэта». В нем Лермонтов выступил выразителем народного гнева и
обвиняет не только самого убийцу, но и людей, не сумевших или не захотевших
предотвратить трагедию, осуждает равнодушие людей и прямо говорит о бесправии,
царившем в стране:
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Но тут же добавляет:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он недоступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Убийце и тайным виновникам злодеяния Лермонтов противопоставил возвышенный образ поэта. Для Лермонтова Пушкин не только великий художник — он и великий вольнолюбец: дар его был свободен и смел. Он один восстал против «мнений света» и, как герой, пал в неравном поединке. Лермонтов поддерживал гордость и свободолюбие поэта. Это стихотворение произвело сильнейшее воздействие на сердца и умы современников.
Касаясь темы любви к природе, мы можем смело брать любое творение Лермонтова, и сквозь каждое будет светить его любовь к природе. О любви к природе Лермонтов не говорит, а поет. «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, — говорил Лермонтов, — мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять».
Этой любовью Лермонтов наделил и Печорина, и, наверное, это было одно из сильнейших чувств Печорина. Уходя на дуэль, Печорин замечает в природе красоту и спокойствие, создается впечатление, что она хочет предостеречь его от неверного шага. Но он, со своим гордым и независимым характером, не захотел послушаться того единственного, кого он действительно любил и которому доверял.
И мы помним картину природы после дуэли, когда казалось, что даже природа отвернулась от него. Но позже, когда он мчался на встречу с Верой, когда душа его будет полна горечи, страдания от непонимания со стороны людей, он не выдерживает и падает в объятия земли, прося у нее прощения и понимания.
Говоря о творчестве Лермонтова, нельзя забыть тему патриотизма. Лермонтов глубоко любил свою родину, «но странною любовью». Одно из его произведений, посвященных родине, было стихотворение «Бородино». В нем мы видим не только любовь к родине, переживаний за нее, но и гордость за народ, живущий в этой стране, простых людей, достойных уважения и восхищения:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы!
Но мы чувствуем и горечь за новое поколение: «Богатыри не вы!» или «Не то что нынешнее племя!».
Что ж, он был более развит и духовно и умственно, чем окружающие его люди, и имел право говорить так. Хочется немного рассказать и о позиции Лермонтова к религии, к Богу, но это очень сложно. Одно можно сказать с уверенностью: Лермонтов был горд и религиозно не смирим, и эту религиозную несмиримость русская литература не простила ему:
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами...
Кажется, что это он писал о себе.
Благодарит он Бога с горькою усмешкой:
Устрой лишь так, чтобы
Тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
В этом мы тоже усматриваем нравственные позиции Лермонтова, когда он мучениям предпочитает смерть.
Часто говорят, что Лермонтов изобразил в Печорине самого себя. Что ж, может быть. У них много общего: гордость, упрямство, независимый характер, незаурядный ум, любовь к природе. Но нельзя забывать и разницу: Печорин, не зная применения своей могучей силе и энергии, тратит их впустую, причиняя при этом боль не только себе, но и людям, окружающим его. Лермонтов же сумел оставить после себя такие богатства, такие нравственные ученья, что их хватит каждому на всю жизнь. И если каждый будет пользоваться этими богатствами, то жизнь наша будет светлей, лучше и чище.
2i.SU ©® 2015