2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Древнерусская литература - литература первой половины XIX века

Готовые тексты

«ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕИ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По произведениям М. Ю. Лермонтова)

Я попробую раскрыть эту тему на примере творчества М. Ю. Лермонтова. Во-первых, потому, что он близок мне как поэт, писатель, во-вторых, потому, что его произведения учат высокой нравственности, любви, добру. Какое бы произведение Лермонтова мы ни взяли, будь то проза, поэзия, в каждом мы найдем ученье тому, чего нам так не хватает в наше сложное время;, любви к природе, патриотизма, доброты. У нас нет примера для подражания в жизни, мы ищем его в литературных произведениях, в их авторах. Ведь в жизни всегда нужно иметь высокую цель,; к которой ты будешь стремиться и желая достичь которой учишься всему, что нужно для этого, у людей, окружающих тебя, знающих об этой жизни больше, чем мы, и ты полагаешься на их жизненный опыт и знания.

Но вернемся к М. Ю. Лермонтову. Нельзя забывать, что и он вырос не в лучшее время: годы после декабрьского периода, годы гонений и репрессий, когда всякая свободолюбивая мысль преследовалась, а «ложь считалась признаком хорошего тона». И тем не менее, Лермонтов не сломился в этих условиях, писал произведения, в которых прославлял свободу и правду, презирая ложь и лицемерие.

Возьмем произведение, принесшее ему повсеместную славу, — стихотворение «Смерть поэта». В нем Лермонтов выступил выразителем народного гнева и обвиняет не только самого убийцу, но и людей, не сумевших или не захотевших предотвратить трагедию, осуждает равнодушие людей и прямо говорит о бесправии, царившем в стране: 
Пред вами суд и правда — все молчи!.. 
Но тут же добавляет:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет,

Он недоступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Убийце и тайным виновникам злодеяния Лермонтов противопоставил возвышенный образ поэта. Для Лермонтова Пушкин не только великий художник — он и великий вольнолюбец: дар его был свободен и смел. Он один восстал против «мнений света» и, как герой, пал в неравном поединке. Лермонтов поддерживал гордость и свободолюбие поэта. Это стихотворение произвело сильнейшее воздействие на сердца и умы современников.

Касаясь темы любви к природе, мы можем смело брать любое творение Лермонтова, и сквозь каждое будет светить его любовь к природе. О любви к природе Лермонтов не говорит, а поет. «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, — говорил Лермонтов, — мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять».

Этой любовью Лермонтов наделил и Печорина, и, наверное, это было одно из сильнейших чувств Печорина. Уходя на дуэль, Печорин замечает в природе красоту и спокойствие, создается впечатление, что она хочет предостеречь его от неверного шага. Но он, со своим гордым и независимым характером, не захотел послушаться того единственного, кого он действительно любил и которому доверял.

И мы помним картину природы после дуэли, когда казалось, что даже природа отвернулась от него. Но позже, когда он мчался на встречу с Верой, когда душа его будет полна горечи, страдания от непонимания со стороны людей, он не выдерживает и падает в объятия земли, прося у нее прощения и понимания.

Говоря о творчестве Лермонтова, нельзя забыть тему патриотизма. Лермонтов глубоко любил свою родину, «но странною любовью». Одно из его произведений, посвященных родине, было стихотворение «Бородино». В нем мы видим не только любовь к родине, переживаний за нее, но и гордость за народ, живущий в этой стране, простых людей, достойных уважения и восхищения:

Да, были люди в наше время, 
Могучее, лихое племя: 
Богатыри — не вы!

Но мы чувствуем и горечь за новое поколение: «Богатыри не вы!» или «Не то что нынешнее племя!».

Что ж, он был более развит и духовно и умственно, чем окружающие его люди, и имел право говорить так. Хочется немного рассказать и о позиции Лермонтова к религии, к Богу, но это очень сложно. Одно можно сказать с уверенностью: Лермонтов был горд и религиозно не смирим, и эту религиозную несмиримость русская литература не простила ему:

Смотрите: вот пример для вас! 
Он горд был, не ужился с нами...

Кажется, что это он писал о себе.

Благодарит он Бога с горькою усмешкой:

Устрой лишь так, чтобы

Тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

В этом мы тоже усматриваем нравственные позиции Лермонтова, когда он мучениям предпочитает смерть.

Часто говорят, что Лермонтов изобразил в Печорине самого себя. Что ж, может быть. У них много общего: гордость, упрямство, независимый характер, незаурядный ум, любовь к природе. Но нельзя забывать и разницу: Печорин, не зная применения своей могучей силе и энергии, тратит их впустую, причиняя при этом боль не только себе, но и людям, окружающим его. Лермонтов же сумел оставить после себя такие богатства, такие нравственные ученья, что их хватит каждому на всю жизнь. И если каждый будет пользоваться этими богатствами, то жизнь наша будет светлей, лучше и чище.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru