2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Древнерусская литература - литература первой половины XIX века

Готовые тексты

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»

Еще во время пребывания на юге А. С. Пушкин начал задумываться над причинами, приведшими к поражению народных восстаний как в России, так и на Западе, он стремился понять, почему одни угнетатели лишь сменялись другими. Поэт обратился к истории России, ко времени смут, чтобы в них отыскать причины общественного, социального конфликта своей эпохи.

«Борис Годунов» — это прежде всего социальный конфликт между народом и властью. Еще в первой сцене в диалоге Воротынского и Шуйского появляется образ народа, и для бояр это, безусловно, сила, которой нельзя пренебрегать. Шуйский предлагает:

Давай народ искусно волновать, Пускай они оставят Годунова.

«Народ отвык в нас видеть древню отрасль», — отвечает Воротынский; поэт совершенно четко показывает бессилие бояр, лишенных народной поддержки.

Афанасий Пушкин в разговоре с Басмановым также говорит о народе как о силе:

Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным.

И Борис прекрасно осознает значимость этой силы: Годунов пытается расположить к себе народ, он «отворил им житницы», «сыскал работы», но, убедившись в том, что народ все-таки не любит его, Борис находит этому объяснение:

Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых.

В течение всей трагедии Годунов презрительно называет народ «чернью», часто (особенно ярко это проявилось в монологе «Достиг я высшей власти») говорит о народе: «они», «им», «их», противопоставляя местоимение единственного числа первого лица и местоимение множественного числа третьего лица: «они ж меня, беснуясь, проклинали», «они ж меня пожаром упрекали», «я злато рассыпал им». Автор подчеркивает одиночество царя: Борис оставлен боярами, умирая, он советует сыну доверять Басманову и Шуйскому, не зная, что именно эти люди предадут его.

Основное внимание поэт уделяет нравственным мучениям Бориса — трагедии «несчастной совести». В Годунове борются два человека: цареубийца и справедливый, «добрый государь», ласковый отец и детоубийца.

Борис вступает в спор со своей честью. В кульминационной сцене трагедии Борис делает выбор окончательный: царь не дозволяет открыть святые, по словам патриарха, мощи убиенного царевича Димитрия для спасения русской земли от интервентов, чтобы обезопасить себя, не дать еще одного повода обвинить себя. Кроме социального конфликта в трагедии ясно виден конфликт двух культур: исконно русской и западной, принесенной интервентами. А. С. Пушкин противопоставляет чистому, высокому чувству Ксении расчетливую любовь Марины; искреннюю тягу к знаниям Феодора и образованность самозванца, щеголяющего знаниями латыни; скромному Пимену польского священника, советующего Лжедмитрию лгать народу; да и всему патриархальному устройству русского быта шикарные балы в доме Мнищека.

Таким образом, в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» отразилась не только занимавшая автора проблема народа и власти, но и конфликт двух культур, двух стихий, двух цивилизаций.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru