2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Древнерусская литература - литература первой половины XIX века

Готовые тексты

АНТИТЕЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО

(На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (II вариант)

В литературе под антитезой подразумевают художественный прием, предполагающий резко выраженное противопоставление каких-либо понятий или явлений. Антитеза становится одним из ведущих средств в построении произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Противопоставление звучит уже в самом названии романа. Ударение как бы падает на слово «дочка», смысл которого настраивает на умиротворяющий лад. Вероятно, это связано с идеей произведения, преобразованной в философском образе семьи, дома. С другой стороны, звучит и военная тематика. Ведь речь идет о капитанской дочке, Маше Мироновой.

Интересно, что ее образ не является центральным в произведении. Сюжетообразующим персонажем в произведении является Петр Андреевич Гринев. Отец его отправляет в Белогорскую крепость недалеко от Оренбурга на службу. Его судьба теперь связана с семьей капитана-исправника, Ивана Кузьмича Миронова. Вскоре он становится свидетелем исторических событий, связанных с крестьянским восстанием под предводительством Пугачева.

В романе выражена любовная линия. Она во многом помогает раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы. В этом отношении надо сказать о Гриневе и Швабрине. Оба героя влюблены в Машу Миронову. После знакомства друг с другом Гринев узнает, что Швабрин оказался в Белогорской крепости за смертоубийство. Маша не отвечала на чувство Швабрина, что вызвало некоторую неприязнь, отчуждение, ведь было задето его самолюбие. В отличие от Гринева он не способен к глубокому чувству. Им руководят более низменные чувства. Это дает ему право распространять несправедливые слухи, во многом порочащие Машу. Эта особенность его натуры в дальнейшем и объясняет то, что он с готовностью перешел к Пугачеву (его трусость и подлость). Он обращается к насилию как к средству достижения своих целей (он пытается заставить Машу выйти за него замуж). На этой внутренней антитезе выявляется его истинная натура, ничтожная, трусливая... В противопоставлении образов Швабрина и Гринева выигрывает Гринев. Любовь придает смысл его существованию. В нем есть стремление к прекрасному, что сочетается с некоторой наивностью, вспыльчивостью. Кроме того, он обладает храбростью. Решение пройти путь от крепости в Оренбург, зная, что можно попасть в лагерь к Пугачеву, открывает в нем сильную личность.

Любовная линия предельно важна и в философском контексте. Ведь любовь связана со спокойствием, миром, что противопоставляется войне, бунту.

В этом отношении важно проанализировать и психологическую пару: Гринев и Пугачев.

По сюжету романа Пугачев играет значительную роль в судьбе Гринева и Маши Мироновой. Во многом благодаря ему они обретают счастье. В этом отношении важен образ Пугачева.

В современной историографии 20—30-х годов XIX века в образе Пугачева преобладали дьявольские черты. У Пушкина этот образ представлен по-другому, хотя и не идеализирован. Он жестокий, грубый... Но, с другой стороны, его образ проникнут и лиризмом.

Здесь важна сцена, когда Пугачев и Гринев едут вместе к крепости и Пугачев рассказывает калмыцкую сказку об орле и вороне. В Пугачеве неожиданно открывается лирическое начало. Возможно, он рассчитывал на отзыв со стороны Гринева. Но тот не смог понять сказку. И на ответ Гринева, что сказка занятна, на лице Пугачева отразилось удивление.

Эта сказка интересна в философском контексте. Ведь в ней отражено стремление к воле, свободе, прекрасному. Вероятно, Гринев не смог поняты значение сказки, так как был дворянином. И такой образ жизни, мир вполне устраивали. И в этом опять есть противопоставление двух миров. В связи с образом Пугачева возникает и антитеза бунта, войны миру, что важно для раскрытия идеи повести.

Пугачев возглавляет крестьянское восстание. В его образе ярко выражено бунтарское начало. Тема бунта у Пушкина рассматривается во многих произведениях. В этом отношении можно провести параллель с «Медным всадником». В обоих произведениях отражен бунт маленького человека против государства, подавляющего личность, не дающего права на счастье. (Для Евгения счастье связано с созданием семьи. Для Пугачева счастье в обретении свободы.)

Важно, что Гринев проигрывает Пугачеву. В нем нет поэтического дара, хотя в произведении звучит его стихотворение, посвященное Маше Мироновой. И Швабрин прав в этом случае в своем критическом подходе к стихотворению.

Важно и противопоставление Савельича Пугачеву. Они оба крестьяне. И это уже дает нам право на их сравнение. Савельич не представляет жизни без своего барина. В нем ярко выражено рабское начало. Важно, что Савельич не хочет разрушать такой уклад жизни. Для него это вполне естественно. (Интересно, что Пушкин создает образ Савельича так, что читатель все равно проникается к нему симпатией.)

Пугачев представляет собой полную противоположность Савельичу. Важен символичный образ метели, из которой впервые появляется Пугачев в произведении. Образ метели олицетворяет свободу и несет некую загадку.

Можно противопоставить Пугачева Екатерине П. Они оба решают судьбу людей. Но больше симпатии вызывает Пугачев. Возможно, потому что он выступает за тех, кто унижен политикой Екатерины П.

В итоге идея бунта противопоставляется идее мира, спокойствия, счастья, которую обретают, например, Гринев и Маша Миронова. 
Пушкин выступает против бунта. «Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Важно, что эти слова говорит Буланин, как называет Пушкин Гринева в «Прощальной главе». Он ощущает в себе какое-то странное чувство, омрачающее его радость. Таким образом, даже в финале звучит противопоставление, в данном случае чувств, из-за нерешенности вопроса о взаимоотношении государства и человека.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru