2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Древнерусская литература - литература первой половины XIX века

Готовые тексты

МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИ (На примере творчества А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина)

Москва — сердце России, один из самых древних, прекрасных и своеобразных городов, богатых прошлым, многовековыми устоями и традициями. Многие поэты и писатели связывают свою судьбу и творчество с этим прекрасным городом.

Мы, современники, читая произведения прошлого века, особенно внимательно вчитываемся в сцены описания старой Москвы, ее особого быта, заповедных уголков, неповторимого колорита.

Наверное, никому не удалось так ярко изобразить обитателей старой Москвы, как Грибоедову в своей комедии «Горе от ума».

Грибоедов сам коренной москвич по происхождению, обладая огромным художественным талантом, особенно точно отобразил старую Москву, только ей свойственный дух, главное внимание уделив московскому дворянству. Он очень тонко подметил: «На всех московских есть особый отпечаток». Этот особый отпечаток всегда отличал Москву от других городов России, например, московское гостеприимство: «Кто хочет к нам пожаловать — иди, дверь отперта для званых и незваных».

Но москвичам свойственны не только радушие и простота. Для героев Грибоедова высшее мерило — положение в обществе. Им нравится надменный нрав, пышный вид, роль в свете и при дворе.

Наиболее подробная картина жизни Москвы возникает в монологах Фамусова. Для него Москва — носительница дворянских традиций, ничем не уступающая Европе. Он ценит московскую жизнь за гостеприимство, независимость суждений, дворянскую честь.

Чацкий же, как носитель новых взглядов, совсем по-другому видит Москву. Для него это город диких крепостных нравов, тирании и преклонения перед «мундиром» и чинами. Поэтому он враждебен к независимой личности. Дворянская честь оценивается количеством крепостных, а не желанием посвятить жизнь служению Родине. По мнению Фамусова, в Москве есть независимые мысли: «...и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто послушал их... беда!». Но «чтоб новизны вводили — никогда, спаси нас, Боже!».

Безликость «московских» вызывает у искреннего и прямодушного Чацкого желание обличать и срывать маски, за что его объявляют сумасшедшим.

Для Грибоедова, Москва — противник тех ценностей, которые ему дороги, поэтому он описывает ее односторонне, сатирически.

А. С. Пушкин в седьмой главе романа «Евгений Онегин» как бы довершил грибоедовскую сатиру на «московское барство». Его «отпускные гусары, записные франты» — явление нарицательное. Жизнь московского общества — «шум, хохот, беготня, галоп, мазурка, вальс...». Здесь по старинке хранят традиции старого барства, делают карьеру, вершат дела.

Но Пушкин воспринимает Москву и с других позиций: патриота, истинного гражданина. Ведь Москва в войне 1812 г. доказала лучшие качества русских:

Напрасно ждал Наполеон... 
Нет, не пошла Москва моя 
К нему с повинной головою.

Те же дворяне, движимые патриотическим порывом, стали во главе сопротивления Наполеону.

Для Пушкина Москва — сердце России, город, который в отличие от Петербурга сохранил обаяние национальной жизни, традиций старины, полуусадебного быта.

И Грибоедова и Пушкина России дала Москва. Это их малая родина, и поэтому жизнь многих их героев связана с этим городом. В центре Москвы сохранился дом Фамусова и дома, связанные с жизнью двух поэтов. Памятники двум Александрам Сергеевичам стоят на московских бульварах, и уже других поэтов вдохновляет Москва — древний и прекрасный город.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru