Романтическая атмосфера, царившая в Европе на рубеже 1810—1820-х годов, не могла не повлиять на творчество А. С. Пушкина. Во время южной ссылки поэт увлекся английской литературой, и прежде всего произведениями признанного вождя мирового романтизма Байрона, в центре поэтического мира которого стояла личность гордая, одинокая, враждебная всем остальным людям и Богу.
Под влиянием Байрона написаны поэмы Пушкина, в том числе «Кавказский пленник» и «Цыганы». Пленник и Алеко; главные персонажи» этих поэм, наделены всеми чертами романтического героя, но не являются простыми подражаниями ему. У пленника нет имени. Это говорит о типичности, собирательности образа. В пленнике и Алеко мы видим портрет молодого поколения, зараженного байроническими идеями. Герои поэм «Кавказский пленник» и «Цыганы» предстают перед читателями в окружении восточной экзотики, так любимой поэтами-романтиками. Пленник, «друг природы», любуется величественными картинами «седых, румяных, синих гор», его привлекают обычаи горцев. Алеко дышит «вешним запахом» бескрайних степей, постигает законы вольной жизни цыганского табора. Гармония и совершенство природы, естественность существования простых людей противопоставлены душевному состоянию героев и их жизни, отравленной цивилизацией.
Сведения об этой жизни отрывочны, полны недомолвок. Мы ничего не знаем о воспитании, социальном положении героев. Для романтического персонажа это не имеет значения, поэтому он кажется загадочным, окутанным тайной. Пушкин только намекает на шумные пиры с друзьями и поединками пленника, а прошлое Алеко так и остается непроясненным.
Но не конкурентные житейские обстоятельства вынуждают пленника покинуть «родной предел», а Алеко стать «прелестным изгнанником». Причина бегства романтического героя в глубокой внутренней неудовлетворенности, неудовольствии действительностью, неприятии пороков общества и «оков просвещения». Пленник бежит от «презренной суеты, и неприязни двуязычной, и простодушной клеветы» света. Для Алеко невыносимы ^неволя душных городов», «измен волненье, предрассудочный приговор, толпы безумное гоненье или блистательный позор». В своем отрицании ценностей цивилизации Алеко идет дальше пленника. Пленник — только «отступник света». Алеко «преследует закон», то есть он преступник. Покинув родной край, пленник не хотел соединить свою жизнь с жизнью дикого племени. В горный аул его привели на аркане. Алеко приходит в табор добровольно. «Он хочет быть, как мы, цыганом», — говорит Земфира.
Но романтический герой не может слиться ни с каким сообществом. Он всегда одинок, его мир обособлен и закрыт для окружающих. Пленник оберегает свои «уединенные мечты» даже от влюбленной в него черкешенки, которой не дано узнать его сердца. Он «унылый... один окрест аула бродит». Алеко, как раненый журавль, «один печально остается», изгнанный из табора. Одиночество романтического героя является следствием его глубокой разочарованности, душевной опустошенности. Появившись в таборе, Алеко уныло глядит на «опустелую равнину», а мы будто видим его опустелую душу. Мертвые уста, холодная улыбка, унылый взор, бесчувственная душа — таким предстал перед нами пленник. Он ожил только в минуту освобождения: «возопил», «простер руки», «воскресшим сердцем к ней летел». Пленника воодушевляет обретение личной свободы — основной ценности романтического героя. Не желая клонить голову перед идолами цивилизованного общества, он поклоняется только «гордому идолу» свободы. Ее ищет в «пустынном мире» пленник. Алеко в таборе становится «вольным жителем мира». Но признание только индивидуальной свободы приводит романтического героя к трагедии. Охотясь за «веселым призраком свободы», пленник попадает в рабство. Ценой его побега из плена становится смерть черкешенки. Освобожденный пленник держал путь туда, где «сверкали русские штыки», которые несли гибель свободолюбивым горцам. Алеко, искавший вольной жизни, оказался в плену собственных страстей. Оправдывая произвол своих действий, он отказывает Земфире в праве на свободу любви. Желание воли лишь для себя делает его убийцей.
Столкновение с любовью наиболее ярко выявляет романтическую личность. В поэзии романтиков любовь бывает либо несчастной, либо прошедшей. Оставаясь глухим к чувствам черкешенки, пленник предается воспоминаниям о «любви без упованья»: «Ты видишь след любви несчастной, душевной бури след ужасный...» Но и та, прошлая, любовь не была взаимной. Уйдя из мира, в котором «любви стыдятся», Алеко встречает Земфиру, и единственным его желанием становится с ней «делить любовь, досуг и добровольное изгнание». Но «кто в силах удержать любовь»? Отвергнутый Алеко не смог простить измену. Ненадолго присмиревшие страсти опять овладели его душой. Он убил не только возлюбленную, но и надежду на обретение счастья в «дикой доле».
Этот неудержимый порыв страсти роднит Алеко с демоническими персонажами Байрона, в которых зло побеждает добро, а свободолюбие трансформируется в антигуманность. «Мой муж ревнив и зол», — говорит об Алеко Земфира. «Ты зол и смел», — характеризует его старик, называя Алеко «гордым человеком». Тяжкий грех гордыни губит душу Алеко. Пушкин, наделив пленника и Алеко типичными чертами романтического героя, провел их через реальные жизненные испытания и показал, что романтическое бегство от порочной цивилизации в мир дикой природы и «естественного человека» не спасает от роковых страстей и не дает защиты от судеб, а индивидуалистическое стремление навязать жизни и людям свою личную волю приводит к трагедии. Поэтому романтический герой Пушкина вышел в своей художественной глубине за рамки байронизма и открыл целую галерею образов русских скитальцев, описанных Лермонтовым, Тургеневым, Достоевским, Толстым.
2i.SU ©® 2015