Период южной ссылки занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Именно здесь, на юге, сформировался пушкинский романтизм, на юге же наметилось его преодоление, обусловившее появление «Цыган», последней романтической поэмы, завершенной уже в Михайловском. «Цыган» многое сближает с другими романтическими произведениями этого периода, и прежде всего — стремление создать обобщенный характер молодого человека XIX века. Ио если в «Кавказском пленнике» образ романтического героя, не удовлетворенного жаждой свободы, был написан на волне подъема освободительного движения в России и Европе, то к моменту создания «Цыган» поэт переживает кризис, связанный с его подавлением. Пушкин пытается понять, почему достижение свободы стало невозможным. Его интерес приковывает теперь именно внутренний мир современного человека, именно в нем стремится отыскать поэт причину крушения романтических мечтаний о скором избавлении от тирании.
Главный герой поэмы — незаурядная личность, это человек больших страстей и сильной воли, решительный, смелый, образованный. Бунтарь Алеко уходит от ненавистного ему общества, где Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей.
Он добровольный изгнанник из неволи «душных городов», его «преследует закон». И хотя прошлое его романтически - таинственно, нынешние его устремления определены ясно: «он хочет быть... цыганом», «вольным жителем мира». Ясно осознавая нравственные пороки современного ему общества, Алеко не может мириться с тем злом, которое оно несет. И в этом отношении он передовой человек своего времени. Однако Пушкин не идеализирует своего героя. Требуя свободы для себя и отрицая чужую свободу, Алеко предстает в поэме как эгоист. Этот, по словам Белинского, «турок в душе» признает лишь свое право на обладание разлюбившей его женщиной, а старого цыгана, простившего Мариулу, он осуждает. Таким образом, конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Решительный и смелый вольнолюбец Алеко сам оказывается послушным рабом и мучеником. Эгоизм героя проявляет в нем инстинкт собственника, который был порожден его прошлой общественной средой, «душными городами», откуда он бежал. Но от себя, от своего индивидуализма Алеко убежать не смог — круг замкнулся. Герой не смог сродниться с обычаями людей «бродящей бедности и воли», не смог душою принять добрые и мирные нравы цыган. Попытка стать вровень с простыми людьми закончилась полным крахом. Вот почему эта поэма — «неумолимо-трагический и вместе с тем горько-иронический суд над Алеко». Приговором звучат слова старого цыгана: «Оставь нас, гордый человек!» В них — отношение Пушкина к своему герою, развенчание его.
Но где же искать идеал гармоничной жизни?
«Душным городам» в поэме противопоставлены нравы, быт простого народа, цыганского племени, а себялюбцу Алеко — старый цыган, олицетворяющий душевную щедрость и широту. Наделенный нравственным величием, мудростью и человечностью, старый цыган выражает взгляды и волю народа. Дочерью вольного племени предстает и Земфира: «ее сердце воли просит», она бросает Алеко гордые слова: «Нет, полно, не боюсь тебя». Отстаивая свое человеческое достоинство, Земфира готова скорей умереть, чем покориться.
Казалось бы, вот она, гармония чувства и поступка; именно здесь, окруженные первозданной природой, живут красивые гордые люди в ладу со своей душой. И старый цыган помогает прийти к такому выводу. «Мы робки и добры душою», — говорит он о нравах дикого племени.
Однако Пушкин не идеализирует «естественную» жизнь народа на лоне природы. Ведь не помогла она обрести счастье главному герою. Недаром Алеко с самого начала глядел уныло на «опустелую равнину «и грусти тайную причину истолковать не смог». Да и безмятежность цыган призрачна, их благополучие — иллюзия. Характерной чертой быта дикого племени является бедность. Страданием наполнена жизнь доброго старого цыгана. Гибнут Земфира и ее возлюбленный. Герои полны противоречий, их гнетут «страсти роковые». Любя «шутя», Земфира идет вслед за стихийными желаниями, повторяя тем самым путь Мариулы.
Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! —
делает вывод поэт. Так в поэме оспаривается руссоистская идеализация «естественной» жизни, которая была так характерна для произведений романтизма.
Следовательно, и в создании характеров героев, и в обрисовке быта цыган Пушкин идет по пути приближения к истинной жизни, насыщения поэзии конкретным правдоподобием, реалистическими деталями.
То же можно проследить и в композиции поэмы, где все основные эпизоды разворачиваются в строгой последовательности, без романтической недосказанности, благодаря чему нарастает драматизм поэмы.
Своеобразие этой последней романтической поэмы Пушкина сказывается
и в выборе словесно-изобразительных средств. Вступая на путь реализм!.,
Пушкин чаще обращается к обычному разговорному языку. Мы слышим «лай собак»,
«скрип телег», видим, как «толпа валит». Конкретность и точность достигается
автором в эпитетах: «пустынное» поле; «черноокая» Земфира; «знойное» лето;
«разноцветные» ковры; «шумные» пиры; «тяжко» пляшущий медведь. А сравнение
одинокой телеги Алеко с журавлем, «пронзенным гибельным свинцом» и отставшим
от станицы своих собратьев, развернулось в яркую реалистическую картину.
Часты в «Цыганах» и переносы стиха, что сближает язык поэмы с разговорным.
Последняя романтическая поэма Пушкина «Цыганы» ознаменовала новый этап
в творчестве поэта. От романтической субъективности к реалистической объективности
— таков путь Пушкина в создании этого произведения. В целом это путь восхождения
поэта к высотам мастерства. Не случайно, говоря именно о поэме «Цыганы»,
Ф. М. Достоевский так высоко оценил «творческую силу и стремительность»
самобытного таланта Пушкина. И, может быть, именно поэтому так близка сегодняшнему
читателю гуманистичность нравственной позиции поэта, прозвучавшая в этом
произведении.
2i.SU ©® 2015