После освободительных заграничных походов русской армии 1812—1813 годов в Россию стали проникать и укореняться западные идеи либерализма. В этот период появляются первые тайные общества: Союз Спасения, Союз Благоденствия (1818 г.), ставившие своей целью проведение государственных преобразований в европейском духе. Именно на это время и приходится становление мировоззрения А. С. Пушкина — в Царскосельском лицее царил дух свободы и вольнодумия.
Лень, безделье, проказы, которые упоминаются поэтом на раннем этапе творчества, — это тоже своеобразное выражение свободомыслия и противопоставление, пусть довольно мягкому, лицейскому распорядку. Позже, в набросках X главы «Евгения Онегина», собрания декабристов будут представлены в виде пиров повес и шалунов:
Сначала эти заговоры между Лафитом и Клико. Лишь были дружеские споры, И не входила глубоко В сердце мятежная наука, Все это было только скука, Безделье молодых умов, Забавы взрослых шалунов...
В целом лицейский период в творчестве Пушкина можно охарактеризовать как период формирования мировоззрения поэта, намечивание основных тем последующего творчества.
Более полное развитие бунтарская натура получила в конце 10-х годов XIX в.: в это время Пушкин сближается с декабристскими организациями и под влиянием Тургенева создает, вослед Радищеву, оду «Вольность». Здесь проходит требование поэта о введении конституционной монархии, то есть о смене государственного строя:
Склонитесь, первые главы,
Под сень надежную закона.
Тут же звучит призыв к борьбе против ненавистного деспотизма; Восстаньте, падшие рабы! — и нетерпение по поводу свержения существующего строя:
Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу.
Называя это стихотворение «Вольность», Пушкин как бы принимает эстафету воспевания свободы из рук Радищева, намекая на связь данного произведения с «Путешествием из Петербурга в Москву».
Следующее не менее яркое произведение петербургского периода— послание «К Чаадаеву». Здесь поэт предстает в образе пламенного борца за гражданские свободы, питавшего надежды на «дней александровых прекрасное начало», но потом решившего целиком посвятить себя благородному делу. Автор воспринимает тягу к свободе столь же естественно, сколь и любовь, одновременно признавая ее доминирующее положение в жизни. Здесь опять звучит мотив непримиримой борьбы за гражданские права и уверенность в будущей победе:
...взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Еще одно стихотворение, относящееся к этому периоду, — «Деревня». Здесь применяется такой излюбленный прием Пушкина, как противопоставление двух частей — деревенской идиллии и ужасной реальности — с помощью союза «но». Как и в двух предыдущих произведениях, очень ярко выражено влияние бунтарского романтизма — присутствует образ борца или страстного оратора, противостоящего реальности, очень широко применяются ораторские приемы, да и в целом эти стихотворения по жанру я бы отнес к одам («К Чаадаеву» — одическое послание). Во всех частях произведения звучит пламенное осуждение существующего строя и надежда на перемены, все более и более угасающая.
В «Кинжале» 1921 года звучит уверенность в расплате тирана за его грехи и уже практически исчезает надежда на изменение режима. Очень яркое аллегорическое стихотворение убеждает читателя и одновременно зрителя — настолько эмоционально стихотворение — в скорой и неминуемой расплате деспота.
Как бы по контрасту написан «Свободы сеятель пустынный» — здесь Пушкин разочаровывается в возможности общего бунта, как в «Деревне» и «Вольности», звучит тема отчаяния и бесполезности стараний поэта;
...потерял я только время, Благие мысли и труды.
Теперь, на некоторое время, в свободолюбивой лирике будут преобладать личные мотивы («К морю»). В этом стихотворении, написанном в 1824 году, появляется символ моря — стихии свободной, бурной и ничем не ограниченной. В основу положены уже личные переживания автора и мысли о «поэтическом побеге». Появляется мотив безысходности и отчаяния:
Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран, —
но юношеские идеалы и свобода по-прежнему остаются символом самого прекрасного и святого в жизни.
Подобно стихотворению «К морю», послание в Сибирь («Во глубине сибирских руд...») можно отнести к эпистолярному жанру, но если в первом преобладали личные мотивы, то в произведении 1826 года можно выделить уже общественные, гражданственные мотивы. Здесь Пушкин подтверждает свою верность идеалам молодости, не отрекается от своих бунтарских идей. Он выражает уверенность в скорой победе декабристов и пытается подбодрить своих товарищей, находящихся в неволе.
Подобные мотивы звучат и в стихотворении «Арион» 1827 года — здесь аллегорически рассказана судьба поэта, певца декабристских идей, не сменившего нравственные ориентиры даже после трагедии 25 декабря:
Я гимны прежние пою.
На следующий уровень понимания проблемы выходит Пушкин в стихотворении «Анчар» — здесь осуждается как возможность управления одного человека другим, так и беспрекословное повиновение, стоящее рабу жизни. Большую яркость придает уже ставший традиционным прием противопоставления двух частей с помощью союза «но».
Изменение представлений о свободе показано в одном из последних стихотворений Пушкина — «Из Пиндемонти»:
Никому
Ответа не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.
Здесь автор уже нашел понимание свободы, сделал все возможное для проповедования этих идей, и остается лишь одно — ждать результата. Именно поэтому уже нет тех страстных речей и призывов к борьбе — можно подвести итоги жизни, что и было сделано в стихотворении «Памятник».
Это произведение является результатом всей творческой жизни поэта, здесь можно с уверенностью сказать, что …
в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Первым в русской литературе Пушкин возвел свободу в ранг естественной человеческой потребности, едва ли не единственным осмелился отдать ей свою жизнь, не получая практически ничего взамен...
2i.SU ©® 2015