Свобода, воля — понятия, которые нельзя определить однозначно. Это и социальные, и политические, и нравственные, и философские категории. Каждый человек по-разному определяет для себя содержание этих слов. Понимание их значения меняется с течением времени.
Жившие в начале девятнадцатого века понимали свободу не так, как сегодня понимаем ее мы. Изменилась жизнь, изменились и люди, может быть, не лучшим образом. Поэтому, чтобы воспитать в себе настоящего человека, свободолюбивого, независимого, имеющего свою точку зрения, надо искать ответы на вопросы жизни у классиков русской литературы.
В мировоззрении и творчестве Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной точкой отсчета. Еще в подростковом возрасте маленький Александр Пушкин восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!» И, начиная с «Лициния», поэт посвящает свои лучшие произведения свободе.
Центральным стихотворением в этой теме является ода «Вольность». Начинается она традиционно для этого жанра, с обращения к своей Музе. И тут же Пушкин определяет задачу: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Далее поэт пишет о том зле, о той несправедливости, что царят в современном ему мире. Куда он ни обратит свой взор — везде слезы и горе. Ведь лишь в тех странах счастливы народы, где царит закон, перед которым все равны: и вельможи, и простолюдины. Но в то же время Пушкин не оправдывает кровопролитных восстаний как средства достижения равенства, так как они тоже направлены против закона. Здесь поэт вспоминает гибель Людовика XIV и говорит:
Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу.
Пушкин вспоминает и о другой смерти — о гибели задушенного в Михайловском замке Павла I. Он не вызывает симпатии у поэта. Но еще менее симпатичны ему его убийцы.
О стыд! О ужас наших дней! Как звери, вторглись янычары!..
Так вспоминает Пушкин об этом событии. Но в то же время поэт говорит, что ни стены, ни оружие не защитят тиранов от мести, гибели. Тогда только спокойно они будут править, когда воцарятся «вольность» и «закон».
Но пока в России нет ни свободы, ни закона. И эта трагическая ситуация показана Пушкиным в стихотворении «Деревня». Хотя в основу положены конкретные впечатления от поездки в Михайловское (даже пейзаж узнаваем), стихотворение это — огромное обобщение. И в двух частях произведения показана вся Россия. В первой дана идиллическая картина русской деревни. Поэт мечтает об уединении вдали от «суетных оков». Для него здесь приют, покой, источник вдохновенья.
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить.
Он надеялся, что уединение на лоне природы принесет ему гармонию. Но его мечты разрушаются. Пушкин поражен зрелищем рабства, беззакония. Поэт указывает на наиболее жестокие и тяжелые стороны крепостного права: подневольный и непроизводительный труд на барщине, превращение крестьянина в «крещеную» собственность. Но народ не хочет понять своего рабства. И в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» Пушкин выражает полное отчаяние от ощущения собственной ненужности в этом мире. Ведь поэт — «сеятель свободы». Но людям эта свобода не нужна. Все его старания напрасны.
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
«Мирные» — значит неспособные восстать против собственного же рабства. Лишь личности, свободные духом, поймут и оценят творца. Их души родственны морской стихии. А море — символ свободы, полный скрытой силы, подчиняющийся только своим законам. Море способно ласкать, но способно и восстать. Таковы Байрон и Наполеон. Но они противопоставлены в понимании Пушкина. Наполеон — тиран и деспот, он пытался поработить народы, поэтому и участь его печальна. Байрон — певец моря и свободы, неукротимый и независимый. Он гений, отдавший себя служению свободе, осознавая необходимость борьбы за счастье. Но это сражение очень трудное. Ведь «добро и зло — все стало тенью» в обществе, где нет «свободы». И в этой ситуации судьба «вскормленных в неволе» орлов молодых такова: сидеть «за решеткой в темнице сырой» и мечтать «улететь». Это время, когда, по словам Герцена, «глубокая печаль овладела душой всех мыслящих людей». Но все же были прогрессивные, думающие, верные своим идеалам люди:
Лишь я таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою.
Однако судьба этих смельчаков трудна, так как у власти деспот, губящий все живое. И поэтому за несколько лет до трагической гибели Пушкин приходит к выводу: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Это высшее понимание свободы, выраженное затем и Лермонтовым:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Пушкин предугадал проблемы следующей эпохи и доказал, что мысль, изреченная гением, не «есть ложь». Настоящий поэт, пробуждающий «чувства добрые» в душах людей, он принадлежал к числу тех творческих натур, которые, «работая для настоящего, приготовляют будущее и потому не могут принадлежать только одному прошедшему». Пушкин победил время и пространство. Его эпоха уходит все дальше от нас, а его произведения по-прежнему актуальны. И, по-моему, сегодня особенно необходимо всем читать книги этого бессмертного творца, чтобы «воспитать в себе человека».
2i.SU ©® 2015