2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Древнерусская литература - литература первой половины XIX века

Готовые тексты

ПРОБЛЕМА УМА И БЕЗУМИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» (IV вариант)

Ум — способность мышления, понимания. Из этого определения следует, что ум помогает человеку в жизни. С помощью ума можно многого достичь, многого добиться. Но понятие это многогранно. Разве не умны те, кто совершает научные открытия, пишет великолепные стихи? Делает перевороты в области политики или в медицине? А те, кто делают себе карьеру, зная, когда и как надо подольстить начальнику, умея услужить влиятельным людям, появиться в нужном месте в нужное время? Все эти люди умны. Просто ум одних житейский, другие обладают умом «высоким», гениальным. Казалось бы, всякий ум хорош. Но одним он приносит успехи, помогает устроить жизнь, для других становится причиной несчастья, непонимания окружающими. Почему же возникает проблема ума и когда он может быть принят за странность, безумие?

Рассмотрим двух героев комедии «Горе от ума». Один из них, Чацкий, — человек ума гениального, другой, Молчалин, обладает житейской хитростью, расчетливым умом. Чацкого считают в фамусовском обществе безумцем, «опасным человеком», в то время как Молчалин нравится всем.

В чем же причина столь разного отношения к этим по-своему умным людям?

Молчалин — человек, цель которого проста: «дойти до степеней известных», добиться высокого чина и положения в обществе. И он, будучи проницательным человеком и тонким психологом, знает, как этого достичь. Молчалин «угождает всем людям без изъятья», чтобы добиться расположения к себе и покровительства. Например, ездит к Татьяне Юрьевне, потому что «чиновные и должностные все ей друзья и все родные». Он даже советует сделать это Чацкому: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам». Молчалин умеет «там моську вовремя погладить, тут в пору карточку втереть». Он чувствует, когда «не сметь своего сужденья иметь», а когда согласиться с общим мнением, чтобы быть принятым за «своего». И в этом унижении, раболепстве он не видит ничего дурного, потому что безнравствен. Ложь не чужда Молчалину, и он готов даже опуститься до такой низости, как «принять вид любовника в угоду дочери» своего господина, Фамусова. По сути, весь образ услужливого, «бессловесного» человека, льстящего и прислуживающего влиятельным людям, готового выполнить любые приказания, живущего со всеми в ладу, — роль, прекрасно исполняемая Молчалиным в течение его житья у Фамусова. С помощью своего ума Молчалин многого добивается. «Безродный, родом из Твери», он был «пригрет» Фамусовым, который считает Молчалива «деловым», «с тех пор как числится по Архивам», Молчалин «три награжденья получил», чин асессора, завоевал любовь дочери «такого человека» (Фамусова), «дружбу всех в доме приобрел». Несомненно, такой человек сделает блестящую карьеру, а значит, добьется, чего хотел, благодаря своему уму.

А что же Чацкий, обладатель ума «высокого», гениального?

Приехав в Москву после трехлетнего странствования, в течение которого воспринял декабристские идеи, Чацкий с негодованием видит все пороки фамусовского общества. Будучи человеком благородным и честным, стремясь к высоким идеалам, он, в отличие от Молчалина, не может притворяться и в открытую говорит о низости фамусовских идеалов: «А судьи кто? //Не эти ли, грабительством богаты?», о мерзком ему способе продвижения по службе: «Тот славился, чья чаще гнулась шея», о неискренних, неестественных отношениях в обществе, где человек не должен высказывать собственного мнения, но соглашаться с общепринятыми суждениями: «Да и кому в Москве не зажимали рты // Обеды, ужины и танцы?»

Естественно, фамусовское общество возмущено тем, как Чацкий изобличает низость, пошлость их жизни: «Опасный человек! Он вольность хочет проповедать!» И, не желая признавать правдивые высказывания Чацкого, члены фамусовского общества делают его изгоем, называя сумасшедшим: «Безумный, видно по всему».

Потерпев неудачу в общественной жизни, Чацкий и в любви терпит фиаско, оказавшись отвергнутым Софьей. Хотя она не считает Чацкого безумным, но тем не менее сравнивает его с Молчалиным, отдавая явное предпочтение последнему: «Конечно, нет в нем этого ума, // Что гений для иных, а для иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит».

Так, оскорбленный, разочарованный, Чацкий уезжает с «мильоном терзаний» в душе... /

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!

Да, ум чацких не так «удобен», как ум молчалиных. Жизнь знает много тому примеров. Дон Кихот, Гамлет или сам Грибоедов — эти люди обладают гениальным и потому беспокойным умом. Они стремятся к совершенству, видя, как несправедлив и жесток мир, хотят его изменить. Но возвышенные идеалы, стремления чацких непонятны обществу, а обличение пороков обычной жизни, развенчивание общепринятых идеалов возмущают людей, поэтому чацкие всегда отвержены и непоняты, их гений недоступен для окружающих, в обществе они становятся изгоями.

Ум же молчалиных «хорош» во всех отношениях. Они не вступают в конфликт с обществом, а живут по его законам: всегда согласны с общественным мнением, льстят и угождают окружающим, прислуживают влиятельным людям. Молчалины таким путем добиваются своего: хорошего чина, богатства, власти, и в то же время всем кажутся умными и милыми людьми, в то время как Чацкие — безумцами.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru