2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Древнерусская литература - литература первой половины XIX века

Готовые тексты

ПРОБЛЕМА УМА И БЕЗУМИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» (II вариант)

В комедии «Горе от ума» А. .С. Грибоедов противопоставляет два типа ума: ум как «высоконравственная, философская категория» и ум, способный рассчитывать исключительно светские выгоды. На этой антитезе мировоззрений, жизненных позиций и выстраивается повествование, на протяжении которого автор пытается ответить на вопрос, мучающий не одно поколение писателей: почему люди, стремящиеся к высшим идеалам, должны принимать на себя «мильон терзаний»? К этой прогрессивной части человечества относится и главный герой комедии.

Чацкий одинок, потому что он не может принять всю условность и неестественность света, его возмущает раболепие и чинопочитание людей, готовых на все ради достижения своих целей: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Таким образом, между ним и фамусовским обществом возникает непонимание. Люди отвергают его свободолюбивые, прогрессивные идеи, потому что их цели ограничиваются достижением чина, накоплением капитала.

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу,
Мне только бы досталось в генералы.

Чацкого никогда не сможет понять Фамусов, самый яркий представитель своего общества, который ради денег готов отдать замуж за «золотой мешок» свою дочь, даже не узнав ее мнения.

Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.

О каких высоких идеалах может говорить этот человек, если круг его интересов ограничен подсчетом денег или поездкой в гости «на форели»?

Вот почему Фамусов и его общество никогда не захочет принять жизненную программу Чацкого, которая предлагает радикально изменить их веками складывавшийся стиль жизни; ведь если они согласятся с ней, тем самым они признают свою неправоту.

А судьи кто? За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима...

Их пугает его сильный, благородный ум, глубина его своеобразной души, поэтому они объявляют его сумасшедшим.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Фамусовское общество даже не пытается прислушаться к мнению Чацкого, ведь он «не метит в генералы», он «хочет вольность проповедать», поэтому ему никогда не достигнуть своей цели. Она слишком велика, и к тому же люди еще не подготовлены к радикальным изменениям в жизни. Чацкий хочет дать людям все то лучшее, что есть в его душе, он хочет усовершенствовать этот мир, но кругом встречает непонимание, холодность и отчужденность, даже Софья отвергает его.

Слепец! Я в том искал награды всех трудов!
Спешил! летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Чацкий находится на грани безумия, его душат жадность и алчность людей, их пустота и равнодушие, он понимает, что все его труды пропали даром.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Судьба Чацкого — это судьба любого новатора, пытающегося внедрить свои смелые идеи в уже сформировавшееся общество, поэтому он кажется странным, даже безумным. Он понимает все недостатки и пороки общества, пытается изменить их, навлекая тем самым на себя ненависть и непонимание людей.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru