2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Древнерусская литература - литература первой половины XIX века

Готовые тексты

ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ (I вариант)

Само название этого произведения стало- нарицательным. Но это не мог знать Александр Грибоедов, начавший писать комедию «Горе от ума» в Персии в 1822 году. В Тифлисе он продолжал работать над ней и в 1823 году, получив длительный отпуск, привез в Москву первый и второй акты комедии. В Москве он продолжал наблюдения над нравами и бытом московского дворянства. Позднее, в тульском имении своего друга Беличева, он создал третий и четвертый акты пьесы. Закончена она была в 1824 году в Москве.

Цензура разрешила печатать только отрывки. Первое полное издание комедии было осуществлено в России в 1862 году. В театре свою пьесу драматург тоже не увидел.

Но благодаря декабристам, восхищенным пьесой, она стала широко известна современникам. Пущин привез ее опальному другу в Михайловское. Появление «Горе от ума» стало одним из главных событий в литературной жизни 1824—1825^годов.

Один из самых ярких примеров того, что сверстники, люди из одного и того же общества могут жить и мыслить совершенно по-разному — Чацкий и Молчалин.

Мне кажется, главное, что разделяет Чацкого с фамусовским обществом, выражено в одной строчке: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Идеал Чацкого — беззаветное служение Отчизне, своему народу, без корысти, без расчета. В нем горит огонь 1812 года. Он, побывавший за границей, с ужасом сознает, что «французик из Бордо» ближе людям его круга, чем родной народ-победитель, а о свободе, его (Чацкого) идеале, и речи не идет.

И честный, благородный по натуре, он не может оставить это так и уехать скорбить, вздыхать куда-нибудь подальше. Он человек борьбы, и он борется. А что же Молчалин? Ему прислуживаться не тошно — наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал — это положение туза, и неважно, каким путем его достигнуть. Он кажется жалким в своем угодничестве, к нему трудно испытывать что-то, кроме презрения и отвращения. Но Молчалин — страшнейшая фигура. Он был, есть и, наверное, будет во все века, ибо такие люди могут менять свою форму, взгляды, мысли в мгновение ока. Спустя порядочный промежуток времени Островский написал «На всякого: мудреца довольно простоты», а тип Молчалина сохранился, мало того — он оказался даже нужен!; «Вы помиритесь с ним по размышлении зрелом». И вот это действительно страшно.

Пропасть между Чацким и Молчалиным не только в их поведении, мыслях, но и в их чувствах. Любовь величайшее из человеческих чувств, для Молчалина лишь одно из средств продвижения по служебной лестнице. «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека...», — ибо надо угождать даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». Для Чацкого же любовь — Святыня. Он «не ведает обмана и верит избранной мечте». И поэтому с такой болью переживает трагедию Софьи...

Все — суета. Все — проходящий сон. И свет звезды — свет гибели мгновенной.
И человек — ничто. Пылинкой в мире он,
Но боль его громаднее Вселенной.

Молчалин — вечный образ, переходящий из века в век. Но Чацкий, сгорев дотла, возрождается в каждом веке, как Феникс, чтобы, снова сгорев, оставить после себя призыв к борьбе, который будет как призыв к свободе, как клич, как предупреждение: «Скоро грянет буря!..»

Значение «Горе от ума» очень трудно переоценить. Можно часами говорить о нем как о величайшем литературном произведении, о ее языке и стихе, о пьесе — громовом ударе по обществу Фамусовых, Молчаливых, Скалозубов, о пьесе-драме, «о крушении ума человека в России». Почти каждая строчка ее стала пословицей. «Горе от ума» вошло в сокровищницу мировой культуры. И оно действительно, как сказал Гончаров, «переживет еще много эпох и все не утратит своей жизненности».

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru