В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.
Центральная героиня пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях». Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
«— Один ты остался у меня.
— Да отвяжись...
— Нет у меня сына...»
Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «друг мой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим».
С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка». Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — «зоологизация».
Собравшись жениться, Скотиник заявляет, что он и своих поросят завести
хочет. Вральману кажжязся, что, живя с Простаковыми, он жил «фее
с лошатками». Таким образом автор подчеркивает мысль о «животной»
низменности окружающего мира. Несмотря на то, что жанр пьесы «Недоросль»
- комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных
пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных
персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Мил он. Эти герои открыто
выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные
отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием
поистине означает переворот в русской просветительской литературе
— от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей
изменения существующего строя.
Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся
талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет
общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен
современных театров.
2i.SU ©® 2015