2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Литература конца XIX - начала XX века

Готовые сочинения

ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

“Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”, - говорил Есенин. В этом понятии для него слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”: родная земля и любимая женщина, трудная жизнь страны и одиночество матери, порыв к людям и любовь к зверью.

В столь всеобъемлющем чувстве Есенина ко всему живому на земле проявляется его глубокое жизнелюбие, его душевный оптимизм.

Поэтическая идея связи времен, продолжения себя в грядущих поколениях выражается у Есенина через образ родины и ее певца:

Но и тогда
Когда во всей планете 
Пройдет вражда племен, 
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

Поэт не думает о себе как о смертном человеке; нет, он, скорее, утверждает обратное: он будет жить, будет петь ту же песнь о своей родине.

Слово “Русь” было всеобъемлющим у Есенина; оно как бы связывало тысячелетнюю историю с днем настоящим. И одновременно оно конкретизировало представление о родине - милой его сердцу, деревенской, “избяной”. В стихотворении “Неуютная жидкая лунность” та же Русь, та же любовь к России “золотой бревенчатой избы”, к ее истокам; но любовь “от противного”, любовь через отрицание “нищеты”, отсталости:

Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.

Мечта об иной Руси - “стальной”, не нищей - не раз посещала Есенина. И как бы принимая несовместимость “полевой” и “Стальной” России, Есенин пишет:

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу 
Я за бедность полей разлюбил. 
Мне теперь по душе иное... 
И в чахоточном свете луны 
Через каменное и стальное 
Вижу мощь я родной стороны.

За что же так любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу. Друзей, даже кабаки, словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия.

Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни.

Шаганэ ты моя, Шаганэ! 
Потому, что я с севера, что ли, 
Я готов рассказать тебе поле, 
Про волнистую рожь при луне.

Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! Родина - это прежде всего ее природа, так мог бы сказать Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих на Руси.

Не один год “железный гость”, “каменные руки .шоссе”, сдавившие “за шею деревни”, и другие поэтические образы терзали поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу. Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в “Русь кабацкую”. Это страшный мир людей, прожигающих жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свое громадное умственное и нравственное превосходство над этими подонками и мерзавцами. В то же время они - часть России. Для любви к Родине Есенин находит соответствующее сравнение: “Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак”. Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой же пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что “таких не поднять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана”. Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение: “Снова пьют здесь, дерутся и плачут...” горечью:

Ты, Рассея моя, Рассея... 
Азиатская сторона! 

1925 год, год воскресения и смерти поэта. Он все больше верил в будущее страны. Но освободиться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да, страсть к вину, тяжелая болезнь, непонимание - все это и другое привели к трагическому концу. Но его Русь всегда оставалась живой вольной Русью - преимущественно полевой, крестьянской, он был связан с ней, с народной культурой самыми кровными узами.

Сергей Есенин, ездивший за границу, никогда не забывал о своей родине, а особенно о своем родном селе Константинове.

Как глубоко нужно любить Родину, чтобы столь исповедально размышлять о своей судьбе и о будущей судьбе крестьянской России.

Всем сердцем Есенин принимает красоту рождающейся “стальной” России, так как за ней - будущее. Но Есенин ни на минуту не забывает о красоте “рязанских раздолий”.

Только человек с чистой и светлой душой и с неисчерпаемой любовью в сердце ко всему живому открывает для себя и для нас всю красоту родной земли, только тот, твердо верящий в ту истину, что “мир - прекрасен”, мог почувствовать и выразить свое чувство Родины.

Золотая есенинская роща и его красногривый жеребенок, и край рязанских раздолий - все это для нас родное и близкое,это живая красота России.

Любовь Есенина к Родине была неиссякаемым источником вдохновения поэта. Можно привести сотни строк, посвященных родине, и почти в каждом произведении мы сумеем почувствовать эту любовь поэта к отчизне: “Я люблю Родину! Я очень люблю Родину!”

Поэтический талант Есенина объединен с жизнью народа. Есенинская поэзия дышит запахом родных полей. Какую бы страницу его стихов мы ни раскрыли, мы везде увидим живое свидетельство бесконечной любви поэта к нашей прекрасной родине, верным сыном которой он был. 

КРЕСТЬЯНСКАЯ РУСЬ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

Есенин - как сказать о нем? Сказать, как выдохнуть?.. Да, пожалуй, только так, сказать не с языка, а с сердца прямо самим Есениным сказать о Есенине. Самой природой, Россией самой. Есенин и Россия...

Егор Исаев

3 октября 1895 года родился один из великих русских поэтов- Сергей Александрович Есенин. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии. Отец поэта говорил: “Все земли хороши, но нет милее той, где твой пупок резан. И куда бы ты ни уезжал, никуда от нее не уедешь. Одно слово - родина”. Есенин испытал это на себе. Чувство любви к своей родине он пронес через всю свою жизнь. В своих ранних стихах поэт показывает нам деревенскую Русь с ее дорогами, красками, звуками:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны .
Расшумелись на лугу.

В ранних стихах Родина- это природа, которую поэт очень любил, которую представлял как живое существо. Для описания природы Есенин использует много олицетворений: березу он видит как крестьянскую девушку, черемуху как барышню и многие другие. Вся душа Есенина как бы сливается с природой:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лунных.
Я хотел бы затеряться
В землях твоих стозвонных. 

В творчестве Есенина почти всегда слова “деревня” и “родина” словно сливаются. Это легко проследить по его стихотворениям, например:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа... 
Не видать конца и края – 
Только синь сосет глаза.

Есенин - один из представителей “серебряного века” русской поэзии, но, говоря не о поэзии, а о прошлой патриархальной деревне, которую он противопоставлял городу, не важно какому - капиталистическому или социалистическому. В природе, в крестьянском мире, в патриархальной деревне поэт искал источник вдохновения. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная...” много религиозных мотивов: “хаты - в ризах образа”, богомолец, церковь, спас. Эти христианские образы очень часто встречаются в поэзии Есенина.

Многие литературоведы считают, что “Россия была не только самой сильной любовью Есенина”. Для Есенина “Россия – это философия, миропонимание, самая главная жизненная ставка, Россия была тем цементирующим раствором, на котором Есенин “замесил” свою эстетику”. “Вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. С ней - все, без нее - ничего...”

Есенин пережил две революции - февральскую и октябрьскую. Под влиянием этих исторических событий стали меняться взгляды поэта. Но его позиция по отношению к родине, к деревне не изменилась. Есенин не эмигрировал, он остался на родной земле:

Как бы ни был красив Шираз.
Он не лучше рязанских раздолий!

Есенин никогда не ездил в Персию. Цикл стихотворений “Персидские мотивы” написан под впечатлением поездки в Среднюю Азию. Но и оттуда его тянет домой:

Мне пора обратно ехать в Русь. Персия! Тебя ли покидаю? Навсегда ль с тобою расстаюсь? Из любви к родимому мне краю Мне пора обратно ехать в Русь.

Еще несколько лет назад было принято говорить, что Есенин “прозрел” после революции, что он понял необходимость индустриализации и технического прогресса. В подтверждение этого критики приводят цитату:

Равнодушен я стал к лачугам.
И очажный огонь мне не мил.
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Это не совсем так. Да, он принял революцию, но, посмотрите, как он описывает Русь до и после октября: “яблонь весенняя вьюга” и “чахоточный свет луны”. Мне кажется, что он предвидел сегодняшние экологические проблемы: Чернобыль, Байкал. “Мне нравится цивилизация, - писал Есенин в “Автобиографии”, - но я очень не люблю Америки... Это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба немного вросла в землю, прямо из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали только Рокфеллера... но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина...”

Да, он стал певцом России советской, он “учился постигать в каждом вздыбленную Русь”, но певцом “машинной цивилизации” Есенин никогда не был. Его Русь - это всегда живая, вольная, крестьянская Русь.

Тема Родины - главная тема творчества Есенина. Он любил Русь, боготворил ее:

Если крикнет рать святая: 
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая.
Дайте родину мою”.

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА (I вариант)

Я буду воспевать 

Всем существом в поэте

Шестую часть земли 

С названьем кратким “Русь”.

С. Есенин

Тема Родина - одна из главных в лирике великого русского поэта С. Есенина. О чем бы ни писал поэт: о своих ли интимных переживаниях, о крутых исторических переломах в жизни страны, о революции - всегда перед его глазами величественный образ родной земли. Причем Родина в изображении поэта вовсе не была чем-то статичным, неизменным. С годами расширялся его взгляд на жизнь. Он стремился постигнуть окружающую его действительность, “коммуной вздыбленную Русь”. И это постижение происходило нелегко и болезненно. Поэт сам признавался, что любовь к родному краю его “мучила и жгла”. Но ничто не могло убить в нем чистого и беззаветного чувства к своей земле.

Еще в ранних юношеских стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. “Не надо рая, дайте родину мою”, - пишет он в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная...” Что же было Родиной в эти годы для поэта? Тогдашнее его представление о родной земле еще очень далекое. Родина для Есенина - это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина не предстает перед ним идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим также выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, и “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты - русская боль!” - восклицает поэт.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, - бросает он старому миру. Однако новый мир понял поэт не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались. И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, которое несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый смешной дуралей,
Ну, куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней 
Победила стальная конница?

После поездки за границу, столкнувшись с заокеанским “железным Миргородом”, Есенин стал “самым яростным попутчиком” Советской страны, стремился быть “настоящим”, а не “сводным сыном в великих штатах СССР”.

Но при этом поэт сознает, что он еще не полностью готов для этого, что он “остался в прошлом... одной ногой”. Но теперь он сочувственно изображает представителей нового мира (“деревенский комсомол” в стихотворении “Возвращение на Родину”), учится постигать “коммуной вздыбленную Русь”.

Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, - обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда “во всей планете пройдет вражда времен”, “когда на земле будет один язык и лишь “историк”, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется”. Но став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” - такова эволюция темы родной земли в произведениях Есенина.

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА (II вариант)

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую 
О Русь, покойный уголок, 
Тебя люблю, тебе я верую.

Чувство Родины можно считать основным в творчестве Сергея Есенина. Сергей Есенин родился и провел первые годы жизни в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области. “Наше Константиново было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре... Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры”, - вспоминает сестра Сергея Есенина Александра.

С первых своих стихотворений, которые появились еще когда Сергей учился в школе, Есенин обращается к теме Родины; в его стихотворениях отражается все то, что окружает: чистая, привольная природа рязанских просторов, Ока, крестьянский быт. Сергей черпал сюжеты для своих стихотворений в простом пейзаже, эпитеты, найденные им, удивительно прекрасны:

Дымом половодье

Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил. 
Еду на баркасе,
Тычусь в берега
Церквами у прясел 
Рыжие стога.
Заунывным карком 
В тишину болот
Черная глухарка 
К всенощной зовет...

Первая книга стихотворений Есенина “Радуница” вышла в свет в начале 1916 года. Она была издана в Петрограде Н. В. Аверьяновым при близком участии Н. Клюева.

Этот сборник не однороден. Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей (бабушка и мать Сергея были глубоко верующими людьми, что, конечно, оказало соответствующее влияние), исповедь смиренного инока, есть стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы, конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни.

“На опушке леса, на крутом песчаном берегу Старицы, отделяющей луг от леса, стоял еще небольшой хутор”. Этот хутор, принадлежавший Кулакову, назывался Яр. Он послужил названием повести Сергея Есенина. Дочь Кулакова - Л. И. Кашина явилась прототипом Анны Снегиной, ей же было посвящено стихотворение “Зеленая прическа...”. Трудно сказать, какое местечко своей малой Родины, какое время года не описал Сергей в своих стихах...

“Все горы были засажены деревьями, и всюду росла буйная трава. Внизу, между четырьмя горами - пруд, над которым задумчиво склонились березы и ивы”.

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя.
И обвитый крапивой плетень, 
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами .
От озер водяной ветерок.

На этих лугах, в зарослях озер босоногим мальчиком он вылавливал утиные выводки, здесь “рвал цветы, валялся на траве”. Эти места имел он в виду, когда писал строки: “Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.

А зимой мороз сковывает реку синеватым льдом... “Раздольно здесь буйному ветру. Кажется, со всего света он собрал сюда снег и кружит и вертит его, охапками сбрасывает с высоких, крутых гор, сплошной стеной гонит по опустевшим лугам, вдоль реки, заметая проруби, полыньи и дроги”.

Заметает пурга 
Белый путь. 
Хочет в мягких снегах

Потонуть.
Ветер резвый уснул 
На пути 
Ни проехать в лесу, ни пройти...

В ранних стихах рязанская изба и родные приокские просторы выглядят красочно, радостно. Сказочная красочность:

Полыхают зори, курятся туманы
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной клети...

Есенин поклоняется труду крестьян, к которому сам привык с детства:

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гул комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина.
Угли-очи в подковах бровей,
Ой ты, Русь моя, милая родина
Сладкий отдых в шелку пупырей...

В поэзии Сергея Есенина о Родине можно отметить два аспекта: первый, любовь к родной природе (“Раздольны и изумительно красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, “такой простор, что не окинешь оком”. На горе, как на ладони, видны протянувшиеся по одной линии на многие километры села и деревни. Вдали, как в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен. В траве, в кустарниках, в синем небе на разные голоса поют, заливаются птицы”. - А. Есенина.)

Я пастух, мои палаты 
Межи зыбистых полей.
По горам зеленым скаты,
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой неге облака. 
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Родная природа, родная земля дала Есенину народный взгляд на жизнь, наделила представлениями о добре и зле, о правде и неправде, о счастье, характерными для народа. Да и не могло быть иначе, Есенин вышел из самой глубины народа, ему не надо было подбирать, собирать слова. Они шли из его сердца.

Второй аспект - раздумья о судьбе родной страны. Он принимает особую значимость для Есенина уже в более зрелом возрасте.

Размах революционных событий захватывает поэта, он воспринимает революцию восторженно: “О верю, верю, счастье есть!..”

“В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”, - свидетельствовал он в автобиографии.

Позднее наступает тяжелый период истории нашей страны: гражданская война, разруха, переустройство деревни. В цикле стихов “Москва кабацкая” отразилась неудовлетворенность и тоска поэта. Уже в 1918 году Есенин стал понимать, что происходит с деревней, он утверждает: “Мы не будем скрывать, что этот мир крестьянской жизни, который мы посещаем разумом сердца через образы, наши глаза застали, увы, вместе с расцветом на одре смерти”.

В стихотворении “Сорокоуст” отразилась печаль, сожаление по уходящей действительности; деваться было некуда от этого. В период 1910-1920 гг, происходит ломка частного хозяйства деревни. Побеждает “железный конь”. Образ жеребенка - старая патриархальная Русь. Сергей Есенин чувствует, что он чужой новой деревне: “Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам”. Деревня стала чужой, но любовь к Родине - это навсегда. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан, 
И ее золотистые косы.
И холщовый ее сарафан...

Он возвращается к русской природе, к образу березки: “Белая береза под моим окном...”

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ (По творчеству С. А. Есенина)

...люблю тебя, родина кроткая. 

А за что - разгадать не могу.

С. А. Есенин

На необъятных просторах России много различных городов, поселков, деревень. У каждого из них своя история, культура, традиции. А как много прекрасных уголков природы с озерами, речушками, лесами и обширными полями.

Я мало путешествовала по стране, но из рассказов друзей, из литературных произведений поняла, как неповторима и по-своему красива Русь. Недаром во все времена существования государства Российского многие писатели и поэты, изображая разные стороны жизни, писали о России. О России, пережившей множество правителей, переворотов, революций, войн, подъемов и падений. О России с ее великолепной природой, с ее красивым и мужественным народом, с ее силой выживания и силой веры. История Руси очень интересна и разнообразна, начиная с возникновения Русской земли, когда новгородские славяне призвали варягов на княжение, и кончая сегодняшним днем, когда пишется новая страница, полная ярких и драматических событий.

Замечательный русский лирический поэт Сергей Есенин посвятил много своих произведений теме Родины. В стихах поэта - вся жизнь России, со всеми ее поворотами, ухабами и взлетами, в них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Читая стихотворения Сергея Александровича, мы совершаем путешествие по России, любуясь прекрасной природой, познавая жизнь и дух русской деревни, крестьянства, “окунаясь” в исторические события того времени, знакомясь с фольклором, народными песнями и частушками, которыепоэт сам создавал и был .их талантливым исполнителем.

Открывая томик с замечательными стихами Есенина, мы начинаем путешествие по Руси с русской деревни, так горячо любимой поэтом:

В том краю, где желтая крапива 
И сухой плетень, 
Приютились к вербам сиротливо 
Избы деревень.

Мы видим “старую церквушку”, которая “чахнет, закинув в облака свой крест”, пахарей, собравшихся на полях, девок, пляшущих у костра, “хижины хилые с поджиданьем седых матерей”, необозримые луга и дубравы, проселочные дороги и тропинки, протоптанные лаптями русских крестьян. Поэт изображал деревню такой, какой она была на самом деле, без всяких прикрас. Таким образом, читатель видит подлинный быт жителей деревни.

Россия всегда считалась аграрной страной, поэтому ее основой были крестьяне. Несмотря на все притеснения и унижения, именно этот слой населения был кормильцем и опорой страны. Есенин с гордостью называл себя “крестьянским сыном” и “гражданином села”. Где бы он ни был, на какую бы вершину славы ни поднимался, он всегда видел крестьянскую Русь, жил ее надеждами. Даже работу над стихами поэт сравнивал с трудом пахаря: “Стихи писать - как землю пахать... Семи потов мало”.

Попадая в Россию, изображенную в ранних стихах Сергея Есенина, мы видим еще не потревоженную грозными событиями, утопающую в мягкой тишине, в патриархальности страну. Поэт находился во власти религиозных настроений. Правда, у Есенина свой бог, бог “за пазухой”, свои, верующие, не похожие на церковных старост и прихожан. Замкнутый, патриархальный быт Руси казался ему родным и близким.

Продолжая путешествие по России и обращаясь к ее истории, читатель не может не обратить внимания на все те же страдания и потери, которые пережил русский народ во времена различных войн. Есенин изобразил эти события в своей поэзии. “Религиозная” и пейзажная лирика как бы обрывается, чтобы затем слиться водном потоке, вернуться в произведения поэта вместе с нахлынувшими вестями, с народными песнями и плачами военного времени. Мы попадаем в русскую деревню, которая погружается в “сумерки мглистые”; зловещее карканье черных воронов (неизменная деталь рекрутских песен) вливается в стих:

Повестили под окнами сотские 
Ополченцам идти на войну. 
Загыгыкали бабы слободские, 
Плач прорезал кругом тишину.

Жалкие, бедные деревенские избенки, седые матери, незатейливая домашняя утварь, орудия крестьянского труда, даже берестяные лапти - все согрето большой и светлой любовью поэта. Нужно было вместе с “мирными пахарями” и плачущими матерями пережить и перечувствовать семейные утраты, испытать всю тяжесть невзгод, чтобы собрать в одну художественную композицию такое множество народных примет, обрядовых деталей, психологических подробностей, так верно изобразить русскую деревню в тяжелые годы империалистической войны.

В литературно-историческом путешествии по России Сергей Есенин подводит нас к теме революции, которая была воспринята поэтом как стихийный “вихрь”, сметающий “старый мир”:

О Русь, взмахни крылами, .
Поставь иную крепь!
С иными именами 
Встает иная степь.

Но то, что было совершенно ясно Владимиру Маяковскому и Демьяну Бедному, для Сергея Есенина оказалось чрезвычайно сложным и запутанным. Социализм мыслится поэтом как “мужицкий рай”, где “нет податей да пашни”, где все живут вольготно и весело, отдыхают “блаженно”, “мудро” и “хороводно”. Рядом с памятником Марксу от русского пролетариата Есенин хотел видеть памятник корове. Как остроумно заметил Маяковский, “не молоконосной корове... а корове-символу, упершейся рогами в паровоз”.

О революции и гражданской войне поэт рассказывал словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий. Описывая события сложной жизни России, Сергей Есенин никогда не забывал о прекрасной чарующей русской природе. Путешествуя по Руси, многие восхищались ее богатыми лесами, необъятными полями, красивыми реками, высокими горами, рощами и лугами, вспоминая замечательные стихи поэта:

Спит ковыль. Равнина дорогая.
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая .
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Лирика Есенина, щедрая, доверительная, доброй своей частью обращена к природе, к ее бесценным дарам. Нужно было обладать тонкой наблюдательностью, чтобы на первый взгляд неяркое явление превратить в пышную картину. Все исключительно просто, как будто списано с натуры:

Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой .
Подвязалася сосна.

Каждый поэт входит в храм природы со своей “молитвой” и со своей палитрой. Сергей Есенин пришел в поэзию, чтобы воспеть родную природу, пришел как рачительный хозяин и друг. Для поэта эта тема - источник всего прекрасного. Эту чистую любовь он пронес через всю жизнь, через всю поэзию.

Прочитав замечательные произведения Есенина, мы совершили незабываемое путешествие по России. Судьбу поэта, такую трогательную, сложную и трагичную, так хочется сравнить с судьбой Руси. Наверное, это происходит потому, что Россия, как и сам Сергей Александрович, всегда в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории, с тяжелой ношей реальных противоречий. Но, несмотря на это, Есенин всегда оставался истинным поэтом, безгранично влюбленным в свое отечество, озабоченным, взволнованным его судьбой. Душевная чистота и искренность никогда не покидали Сергея Есенина. На всем пути его горела одна заветная звезда - Россия!

ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

Лирика Есенина неразрывно связана с темой любви, она словно не существует без этого высокого чувства, обращенного ко всему мирозданию. Поэтическая душа не могла не пылать страстью, не восхищаться, не любить.

Первый поэтический опыт Есенина связан с фольклорными мотивами; именно в стране “березового ситца” рождается первая любовь поэта. Стихотворения, относящиеся к началу десятых годов, сходны по общему настроению с народными песнями, стилизованы под них, полны деревенской мелодичности и напевности (“Подражанье песне”, 1910 г.).

Да и позднее, уже в 1916-1919 годах поэзия любви сливается воедино с поэзией природы, черпая из нее целомудренность весеннего цветения, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная лирического героя - воплощение красоты окружающего мира, красоты деревенского милого пейзажа. “Со снопом волос ...овсяных”, “с алым соком ягоды на коже” - ее “гибкий стан и плечи” выдумала сама природа (“Не бродить, не мять в кустах багряных...”, 1916 г.).

В стихотворении “Зеленая прячется...” (1918 г.) девушка предстает уже в образе тонкой березки, что “загляделась в пруд”. Она рассказывает, как “ночью звездной” “за голые колени ...обнимал” ее пастух и “слезы лил”, прощаясь “до новых журавлей”.

Описание любовного свидания исполнено целомудрия и той нежности, какую таит в себе чистая красота природы.

Но уже в самом начале двадцатых годов в цикле “Москва кабацкая” происходит резкая смена настроений и интонаций. Деревенский песенный лиризм сменяется отчетливым, резким, дергающим ритмом. Поэт “без возврата” покидает “родные поля” (“Да! Теперь решено. Без возврата...”, 1922). “Когда ...светит месяц ...черт знает как”, он идет “переулком в знакомый кабак”. Здесь нет возвышенной любви, нет красоты розового заката - лишь “шум и гам в этом логове жутком”.

Чувства попраны, осталось лишь плотское влечение. И отношение к женщине меняется: она не стройная девушка-березка, а “паршивая” проститутка (“Сыпь, гармоника. Скука... Скука...”, 1923 г.), которую, “излюбили”, “измызгали”. Она грязна, глупа и вызывает не любовь, а ненависть.

Однако подобные образы есть нарочитое, демонстративное выражение состояния внутреннего мира поэта. Порочная “кабацкая” любовь - поэтический крик о мерзости и губительности затягивающего его омута кабаков. И вместе с тем Есенин не отрекается от природной, присущей ему задушевности и лиризма, которые подчеркивают трагичность состояния души поэта:

Дорогая, я плачу, 
Прости... прости...

В 1923 году поэт возвращается из заграничного путешествия. Он разочаровывается в буржуазно-демократических началах западного мира, разочаровался и в прошлых идеалах. В его лирике возникает мотив сожаления о прожитых впустую годах, растраченных в кабаках среди бродяг и проституток.

Теперь поэт “запел про любовь”, отрекаясь “скандалить” (“Заметался пожар голубой...”, 1923 г.):

Разонравилось пить и плясать 
И терять свою жизнь без оглядки.

“Поступь нежная, легкий стан” и волосы “цветом в осень” - возрождают в лирическом герое “пожар голубой”. Любовь как спасительная сила приводит героя к возрождению:

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых
Все явилось, как спасенье 
Беспокойного повесы. 

(“Дорогая, сядем рядом...”, 1923)

В стихотворении “Сукин сын” 1924 года поэт вспоминает “девушку в белом” и его душа оживает:

Снова выплыла боль души. 
С этой болью я будто моложе...

Это память о чистой, светлой деревенской юности. Но после лет кабацкого угрюмого разгула вернуть “песню былую” невозможно: “собака давно околела”, но остался “молодой ее сын”, и, храня в сердце память о том, как “страдал”, поэт признает:

Да, мне нравилась девушка в белом, 
Но теперь я люблю в голубом.

В этот же период поэт создает цикл стихотворений “Персидские мотивы” (1924-1925 гг.), наиболее известным из которых является “Шаганэ ты моя, Шаганэ!” (1924 г.). Как и весь цикл, оно проникнуто романтическим настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже, 
Может, думает обо мне... 

Грусть несбывшихся надежд на счастье “к тридцати годам”. (“Видно, так заведено навеки...”, 1925 г.). Герой был готов гореть “розовым огнем”, “сгорая” “вместе” с любимой. И хотя она сердце “со смехом” другому отдала, тем не менее эта любовь, безответная и трагичная, “глупого поэта привела ...к чувственным стихам”.

Будучи отвергнутым, лирический герой остается верен прежнему чувству. Он находит снова верного посланника, как в стихотворении “Сукин сын”; это “милый Джим” (“Собаке Качалова”, 1925 г.):

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд.
Ты за меня лизни ей нежно руку 
За все, в чем был и не был виноват.

В этом истинно есенинский лиризм, трагичный и возвышенно-романтический, чувствительно-тонкий и вместе с тем обращенный к тем чувствам, что понятны и близки каждому, и потому стихотворения С. Есенина спустя более полувека продолжают волновать читателей драматизмом лирических переживаний.

СТИХОТВОРЕНИЕ С. А. ЕСЕНИНА “НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ” (Восприятие, оценка, истолкование)

Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже “перепевает” сам себя, используя одни и те же мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком отвсего остального творчества. Одним из таких стихотворений является “Не жалею, не зову, не плачу”.

Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию поэта. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого разбора.

Тема произведения - размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью - проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе - это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для есенинской лирики.

Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале (“Не жалею, не зову, не плачу...”) и повторяется как итог всего размышления в конце (“Будь же ты вовек благословенна...”,). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе (“Все пройдет...”), так и в последней (“...все мы в этом мире тленны”).Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.

Жанр стихотворения - размышление - наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.

Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает от традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Потрясающе разнообразен подбор рифм: мы встречаем как открытые (“тленно” - “благословенны”), так и закрытые рифмы (“холодком” - “босиком”), женские (“реже” - “свежесть”) и мужские (“дым” - “молодым”), точные (“мне” - “коне”) и неточные (“уст” - “чувств”). Есть и некоторая вольность в рифмах: например, Есенин рифмует два заударных слога, один из которых стоит в середине слова (“плачу” - “охваченный”). Используются в стихотворении и приемы звукописи. Например, в строках

...тленны.
Тихо льется с кленов листьев медь...

мы можем найти как ассонанс (перепевание звуков - э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести), так и аллитерацию (повторяются звуки л, м, н).

Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения (“Ты теперь не так уж станешь биться, сердце”, “дух бродяжий”, “жизнь моя” и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов (“Не жалею, не зову, не плачу”).

В произведении немного эпитетов, что нехарактерно для Есенина (“гулкая рань”), но необыкновенно много метафор (“увяданья золотом”, “сердце, тронутое холодком”, “страна березового ситца”, “пламень уст”, “листьев медь” и так далее), развернутых и неразвернутых сравнений (“как с белых яблонь дым”, “словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне”). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами (“...ты все реже, реже...”, “Все мы, все мы...”). Образ родины прослеживается и в этом стихотворении, он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов, розового коня; какая-то провинциальность (в понимании провинции как основы, истока всего исконного, народного, фольклорного) подчеркивается использованием просторечий (“шляться”, “буйство”).

Необыкновенно ярка и даже где-то назойлива передача цвета в произведении - белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и “пламень уст” и “березовый ситец”. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.

Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание и свойственного лишь Есенину трепетно-болезненного восприятия окружающего мира, и общечеловеческих философских метаний, и обращения к личным чувствам каждого читающего. Личностная тематика стихотворения не дает возможности единой трактовки некоторых образов: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснять как символ заката и увядания в раннее утро - то есть своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой любой философской лирики, в том числе лирики Есенина.

Общий настрой произведения - умиротворение, монотонность, неспешность, повествование спокойно и размеренно, способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать, соотносить со своей системой ценностей и мировоззрением.

Творчество С. А. Есенина благодаря своей целостности может создавать впечатление однообразия, повторяемости, поэтической занудливости. Благоговейный трепет поэта перед всем родным и традиционным может вызывать раздражение или негодование, обвинения в лжепатриотизме или сентиментальничанье, когда вспоминаются события времени, в которое он творил. Поэтому отношение к есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

ИДЕЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЯ В ПОЭМЕ С. А. ЕСЕНИНА “АННА СНЕГИНА” .

Гений всегда народен.

А. Блок

С. А. Есенин юношей семнадцати лет впервые появляется в Москве: он приехал из далекой Рязанской губернии в столицу вполне оформившимся поэтом. Это кудрявый розовощекий мальчик, по мнению современников, “очень похожий на свои стихи”. А ранние стихи его сродни песням: это музыка, сложенная деревенским парнем на тальянке, гармошке. Такие песни, кажется, слышны в шуме листвы, пении соловья; их поют крестьяне, убирая хлеб, на покосах. Русь Есенина встает в тихих и заревых вечерах,в багрянце и золоте осени, в необъятной сини небес. У него даже лес вызванивает хвойной позолотой.

Выткался на озере алый свет зари
На бору со звонами плачут глухари.

Но проходит время, и Есенин начинает понимать, что Россия в его стихах, тихая, дремотная, смиренная, кроткая, имеет мало общего с жизнью настоящей, суровой. Время взросления, становления Есенина как поэта - время крутых поворотов в истории России.

От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое, от России, ввергнутой царизмом в пучину мировой войны, - к России, измененной революцией, России ленинской, России советской - таков путь, пройденный поэтом вместе со своей родиной, своим народом. Этот путь суров, драматичен. И далеко не каждый из писателей того времени твердо устоял на палубе качающегося корабля - России, когда разразилась революционная буря.

С того и мучаюсь, что не пойму Куда несет нас рок событий. Сложным и требующим большой отдачи путем учился Есенин жить в таком волнующемся, непривычном для него мире.

В последний раз, двадцати с лишним лет, побывал Есенин в родном селе Константинове. Это было последнее свидание с детством, с юностью, с Русью уходящей - о чем он и написал в поэме “Анна Снегина”. Нужно подчеркнуть: “Анна Снегина” в значительной степени автобиографична. Лето 1918 года Есенин провел в селе и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне.

Село Радово (которое действительно существует в Рязанской губернии), со слов жителей, “широкое и открытое, с него просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то время чувствуешь себя не на Земле, а как бы на небе...”

В “Анне Снегиной”, наряду с нежными, лиричными воспоминаниями своего детства, своей первой любви, присутствует основная цель, идея - показать деревню, крестьян, а вместе с тем их думы, мысли, измененные революцией. Но как, в какую сторону изменился тихий ход их жизни, стал ли быт крестьян лучше, богаче? Или наоборот?

Житье у них было плохое,
Почти вся деревня вскачь 
Пахала одной сохою 
На паре заезженных кляч.

Сложная, противоречивая гамма чувств в душе поэта, его стихах отражала драматизм послевоенной действительности и, в частности, судьбы русских крестьян. Все это отозвалось не одной печальной трагической нотой в поэзии Есенина, наполненной светом доброты, сострадания, милосердия к людям, ко всему живому на земле.

Многое из того, что произошло в России в октябрьские дни, Есенин не понял и поэтому не смог принять, не смог со всей силой воспеть в своих стихах, хотя эту его “великую любовь к Октябрю, проложившему народам мира путь к ясному будущему”, пытались навязать многие критики, философы. Как было понять ему, крестьянину, поэту-мужику, значение революции, войны в мировом, масштабном смысле, когда видел он так много бед, несчастий, горя, которые принесла война в деревни?!

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных .
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямках!
И сколько зароют еще!

Эти строки Есенина, наполненные и гордостью, и радостью, и болью за человека, его судьбу, проникнутые нескрываемой тревогой за будущее всего человечества, всей нашей планеты, могли бы по праву стать эпиграфом ко всем есенинским стихам и поэмам. И еще: они предельно современны. Возникает такое чувство, что они написаны сейчас, в наши дни, когда над человечеством нависла угроза ядерной войны, экологических катастроф, и эти строки объединяют всех людей доброй воли. Такова сила прозрения гениального художника.

Но как бы ни была резка позиция Есенина по отношению к революции, он тянулся к большевикам, людям, которые так резко, вдруг смогли изменить мир. Поэта интересовали они вначале больше стихийно, чем сознательно: “Говорят, что я большевик. Да, я рад зауздать землю...”

Интересна в этом отношении одна из ключевых, кульминационных сцен “Анны Снегиной”, когда радовские мужики настойчиво “пытают” земляка, героя поэмы о главном для них в революции: “...Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?”

И дал ее - как о самом сокровенном:

“Скажи, 
Кто такой Ленин?”
Я тихо ответил:
“Он - вы”.

Такой ответ героя “Анны Снегиной” крестьянам и, в еще большей степени, ответ самому себе.

Вот так многосторонне отразилась основная идея в поэме Есенина: с одной стороны - доказательства ненужности революционного переворота в России (“Я чувствую всю трагедию, которая произошла с Россией”) и с другой стороны - “...Пусть я не близок коммунистам как романтик в моих поэмах, - я близок умом к Ленину, самому большому человеку в моей России”.

Но нельзя забывать и про героиню поэмы, с которой у Есенина связаны одни из самых дорогих воспоминаний его юности. Что же позволило Анне Снегиной не потерять себя окончательно в эмигрантских потемках? Любовь! Ее письмо с “лондонской печатью” в Россию, письмо - исповедь к человеку, который когда-то ее любил и о котором она теперь думает с особой теплотой и надеждой:

Но вы мне по-прежнему милы, 
Как родина и как весна.

Анна по-доброму неповторимо осенена любовью, от которой и самому Есенину становится теплее, и как-то вдруг пропадают его слова о безысходности любви, а взамен: 

Мы все в эти годы любили, 
Но, значит, 
Любили и нас.

Есенин был глубоко убежден: истоки “песенного слова” в народе. Поэтому вся поэма написана простым и доступным языком. Этот стиль, размеры стиха напоминают его ранние, такие задушевные и народные стихи. Думаю, что только сейчас мы начинаем сознавать стиль его “словесной походки”.

Вот такой сложной, но интересной предстала поэма Есенина перед публикой. В свое время это произведение произвело большое впечатление на рядовых читателей, но критиками было встречено равнодушно, что очень оскорбляло автора. В наши дни эта поэма необычайно интересна своей правдивостью, личными впечатлениями Есенина. Недаром существует мнение, что жизнь поэтов, писателей, художников нужно изучать по их произведениям. “Что касается остальных биографических сведений, - они в моих стихах”, - писал С. А. Есенин.

Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ВАМ О ЛЮБИМОМ ПОЭТЕ

Этот неказистый с виду сборник стихов не привлекает внимания, и к нему не тянется рука того, кто привык выбирать книги по ярким обложкам и броским названиям, но если бы он заглянул внутрь и прочел пару строк, то вряд ли смог бы оторваться: так захватывают чувства, излитые в стихах и поэмах Сергея Александровича Есенина.

Однажды В. Г. Короленко в одном из своих писем высказал такую мысль. Для того чтобы на лирику обратили внимание, автор должен в нескольких выдающихся стихах заинтересовать читателя особенностями свое поэтической личности. Важно, чтобы читатель узнал поэта в его индивидуальности и полюбил уже знакомое лицо. Я очень люблю Есенина и в этом признаюсь.

Сергей Есенин - истинно русский поэт, плоть от плоти своего народа, беззаветно любивший родную землю, все живое на ней, ее природу:

Мир вам, рощи, луг и липы,
Литии медовый ладан!
Все приявшему с улыбкой
Ничего от вас не надо. 

Он покоряющая непосредственность, живая, самобытная личность, чистая, не тронутая никакими ядами, молодая и потому легко ранимая душа, чуткая к дыханию времени, быстротекущей жизни.

Может быть, правы те критики, которые находят у Есенина невыношенные, не выверенные или недостаточно отшлифованные строки. Пусть так. Но все это с лихвой искупается поразительной душевностью, простотой, глубоким и мягким лиризмом. Каждая строка есенинских стихов вызывает симпатию и отклик на скрытые за ней сердечную боль, неутоленное желание, безоглядную удаль, распахнутость до конца.

Невероятно много стихов Есенина, содержащихся в моем любимом сборнике, стало песнями, обреченными на непреходящий успех. Они часто звучат не только с эстрады, экранов телевизоров, по радио, но еще чаще среди друзей, хороших знакомых, под гитару, у костра. Именно в такие минуты понимаешь, насколько близка тебе и привлекательна душа человека, родившая эту колдовскую музыку. “Родился я с песнями”, - сказал о себе Есенин, а песни рождаются в его стихах.

Вечера, проведенные на природе, в деревне, в кругу друзей, - для каждого это наиболее яркие, ошеломляющие своей гармонией впечатления юности! Удивительно сочетается музыка, мелодичность есенинских стихов, их тонкая звуковая организация, богатство оттенков. Рядом с песнями - вешние зори, травяное одеяние. Песня и природа как бы открываются нам одновременно. Музыка слов сливается с шорохом трав, шелестом листьев, тишиной вечерних лугов. От этого достоверность стихов многократно возрастает, стихи как бы становятся зримыми, картины оживают, нельзя не увидеть, не представить того, о чем слышишь.

Есенин именно рисовал в своих стихах. Его любимые цвета _ золотой, голубой и синий - восходят к старинным русским традициям. Золотой цвет - цвет жизни, цвет его любви к миру. Золото соломы, волос, молодости, женщины переливается из стихотворения в стихотворение:

То сучья золотых стволов, 
Как свечи, теплятся перед тайной.
И расцветают звезды слов 
На их листве первоначальной.

Или: 

Это золото осеннее.
Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье - 
Беспокойного повесы.

Есенин - глубоко индивидуальный поэт, и вместе с тем он _ “всеобщее достояние”. Есенин писал о том, что творилось в его душе. В его стихах столько простых, человеческих чувств, которые он смог, словно ребенка в пеленки, обернуть в простые слова так, что почти каждая сможет подержать этого “ребенка” - эти чувства в руках. В этом можно убедиться на примере любого стихотворения. Взять хотя бы стихотворение “Зеленая прическа...” Поэт обращается к березке:

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

И далее:

Открой, открой мне тайну 
Твоих древесных дум, 
Я полюбил печальный 
Твой предосенний шум. 

А она ему отвечает:

О любопытный друг, 
Сегодня ночью звездной 
Здесь слезы лил пастух. 
Луна стелила тени, 
Сияли зеленя
За голые колени
Он обнимал меня
И так, вдохнувши глубоко, 
Сказал под звон ветвей: 
“Прощай, моя голубка, 
До новых журавлей”. 

Ну кто сможет не понять чувств юноши, которому до слез жалко расставаться со своей березкой, под которой он встречался с любимой. А теперь пришла пора уйти.

Людям понятны стихи Есенина, потому что сам поэт понимал людей. До чего же искренне нужно было любить окружающих, тонко чувствовать горе ближнего, невыносимо страдать от чужой боли, чтобы написать такое стихотворение, как “Песнь о собаке”. В “Песне...” рассказывается о появлении на свет “рыжих семерых щенят”, о том, как мама-собачка “до вечера... Их ласкала”, грела своим теплом так, что “струился снежок подталый под теплым ее животом”. А потом появился хмурый хозяин и хладнокровно “семерых всех поклал в мешок. Ослабевшая, она из последних сил бежала за ним, предчувствуя беду, но не могла ничего изменить. Огромное горе мамы-собаки:

И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь. 
А когда чуть плелась обратно.
Слизывая пот с боков.
Показался ей месяц над хатой 
Одним из ее щенков!

Последние строки стихотворения читаются с комом в горле, потому что невероятно трудно и больно представить себе плачущую собаку. Она долго скулила, призывая дитя к себе, и “покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег”. Для меня это пронзительный зов к милосердию, которого, по словам Горького, больше всего заслуживает все живущее на Земле.

При жизни у Сергея Есенина было много друзей. После жизни их стало неизмеримо больше. Есенин - живая нить времен. Этой нитью связаны поколения. Стихи Есенина - заряд духовности, объединяющий людей, эликсир душевного здоровья. Они помогают нам не огрубеть душой. Они всегда будут “расшевеливать чувства”, “метелить сердца”, способствовать тому, чтобы “озорливая душа уже по-зрелому запела”.

В книге посетителей Музея-заповедника в Константинове одна из записей гласит: “Есенин умеет покорять властно, накрепко и безраздельно”. И к этому трудно что-либо добавить.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru