Знамя (древнерусское - стяг, хоругвь, прапор) - кусок материи, прикрепленный к древку, имеющему на верху какое-нибудь эмблематическое изображение.
З. были у всех народов с древнейших времен и ныне одинаково имеются как у народов цивилизованных, так и у диких.
Первоначально, надо думать, З. в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою; но такое значение З. давно уже утратилось, осталось значение внутреннее, как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одно целое.
Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на З., как на святыню, под которою соединяются верные своему долгу воины, с которою они идут в бой и за которую умирают.
Отсюда же постепенная замена одного общего войскового З. отдельными знаменами тактических войсковых единиц.
З. воинской части есть ее честь и слава.
Потеря З. есть потеря чести; приобретение З. неприятельского составляет для победителя величайшую славу.
Вместе с тем З. имело и имеет значение условного знака - господства над страной, овладения крепостью или штабом, ставки полководца и проч. У евреев времен Моисея каждое колено, кроме левитова, имело свое особое З. У египтян вместо З. были насаженные на пики разные аллегорические фигуры. У китайцев и индусов З. состояли из трех основных частей современного З. - полотна, древка и наконечника. У римлян сперва были пики, с насаженными на них изображениями зверей или человеческой руки; затем явилось изображение орла, над которым иногда прикреплялась поперечина, с куском драгоценной ткани. С принятием христианства орел был заменен крестом и начальными буквами имени Иисуса Христа.
В средние века, у германцев, З. получили еще большее распространение.
В XII и XIII стол. стали различать З. имперское, государственные, областные, отрядные, народные и проч. У восточных народов, со времен Магомета, З. всегда особенно почитались. У аравитян З. пророка было величайшей святыней и охранялось отборной дружиной.
З. у них имели изображение полумесяца на верхушке или на полотне. Этот отличительный знак сохранился и до сих пор у всех мусульман.
После учреждения постоянных войск появились З. отдельных войсковых частей.
В самых старых строевых и иных войсковых уставах имеются подробные указания о почестях, которые должны быть отдаваемы З., о приведении к присяге под знаменами и др. С XVII и XVIII ст. на З. начинают появляться разнообразные девизы.
В Англии до сих пор каждый полк имеет на З. свой девиз и свою эмблему.
В России до принятия христианства стягам воздавались божеские почести. С принятием христианства, на стягах стали вышивать крест и тексты из св.
Писания, а затем на них появились образа Спасителя и Святых.
В позднейшее время начали различаться З. большого полка, сторожевого, ертаульного.
В коннице введены были З. меньшего размера - прапоры.
Петр Великий определил в каждой роте иметь по З. Состоявшее в первой роте считалось полковым и было белого цвета; в прочих ротах З. были разных цветов.
Особенно возвысил значение З. имп.
Павел I.
До него они полагались на определенные сроки.
Павел I повелел, чтобы З. и штандарты оставались в войсках бессрочно, и начал жаловать их собственноручно или при особых грамотах.
По действующему закону (ст. 123 - 147 Св.
В.
П., кн. VIII), З. считается знаком отличия.
Каждый полк, а равно каждый батальон, который в военное время образует из себя полк, получают при сформировании одно знамя или (в кавалерии) один штандарт; но имеющиеся у большинства полков прежде пожалованные З. по числу батальонов сохраняются и в торжественных случаях выносятся в строй.
Прочим отдельным войсковым частям З. жалуются лишь за военное отличие, или когда со времени сформирования их исполнится сто лет.
Потерянные в бою З. или штандарты не могут быть иначе возвращены, как особенным отличием.
В 1883 г. установлен, для жалования на будущее время, новый образец З., но до сих пор таких З. пожаловано еще немного.
2i.SU ©® 2015