Закон Божий - в общем смысле слова, всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности; в смысле более специальном - один из главных учебных предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучение истинам религии и правилам нравственности, на религиозном учении основанным, а также сообщение сведений о богослужении и истории данной религии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западе расширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеи педагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало и сокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагогов философствующих (напр.
Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци).
В настоящее время в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободы обучения а след. и права на преподавание З.
Божия, либо безусловной необходимости этого учебного предмета. Состав З.
Божия, как предмета преподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизиса, церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в средних учебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви.
Особенно прочно поставлено преподавание З.
Божия в протестантских странах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляет необходимое условие для конфирмации.
В России законоучительство в школах признается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая, по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З.
Божия лишь священнослужителей (священников и диаконов), из неимеющих же священного сана, по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух. ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии.
Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателей за преподаванием З.
Божия, дающих отчет в своих наблюдениях непосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики З.
Божия принадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, "Paedag. Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik"; Palmer, "Evangelische Paedagogie" и др.).
Несколько соч. этого рода в последние 25 лет появилось и в нашей литературе (прот.
К.
Ветвеницкого, Страхова, А. Соколова, Тихомирова, С.
А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие из них - прот.
Д.
П. Соколова: "Исторический очерк преподавания З.
Божия" (в "Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов", СПб., 1874) и "О преподавании З.
Божия в средних учебных заведениях" (в журн. "Воспитание и Обучение", 1888 г. № 4).
Законоучитель обязан руководить молитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением ими Св.
Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долга исповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивых христианских обычаев и т. д.
2i.SU ©® 2015