Сусанин (Иван) - Крестьянин Костромского уезда с.
Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича.
До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге С. была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., "по совету и прошению матери", крестьянину Костромского у., С.
Домнина, "Богдашке" Сабинину половину дер.
Деревище за то. что его тесть Иван С., которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немирными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая про нас.. терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти".
Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам С., только повторяют слова грамоты 1619 г.
В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о С., но предания о нем существовали и передавались из рода в род.
До начала XIX в. никто не думал, однако, видеть в С. спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географич. Словаре"; за ним Сергей Глинка, в своей "Истории" прямо возвел С. в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Батыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли".
Вскоре личность и подвиг С. стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Kocтромские леса" - драма Н.
Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" - опера М.
И.
Глинки).
В 1838 г. в Костроме, по повелению императора Николая I, воздвигнут С. памятник, "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге С. - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге С., побудили Н.
И.
Костомарова отнестись критически и к личности С., и к его подвигу.
Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польсколитовского отряда близ с.
Домнина и что в начале 1613 г.
Михаил Федорович жил со своею матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в С. "одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время".
Ему горячо возражали С.
М. Соловьев ("Наше Время", 1862).
М.
П.
Погодин ("Гражданин", 1872,. № 29 и 1873, № 47), Домнинский ("Русский Архив", 1871,. № 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большей частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге С., открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом С.
2i.SU ©® 2015