2i.SU
Энциклопедия для школьников

Большая детская энциклопедия

Содержание раздела

Энциклопедия для школьников

Розанов

Розанов (Василий Васильевич) - современный философ, публицист и критик, род. в Ветлуге в 1856 г., окончил курс в московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 г. служит в центральном управлении государственного контроля.

Неудовлетворенный схемою университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, P., в обширном труде: "О понимании.

Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного знания" (М. 1886), дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира.

Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение.

Всестороннюю критику утилитаризма Р. дал в статье: "Цель человеческой жизни" ("Вопр. филос.", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге "Красота в природе и ее смысл" (М. 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева.

Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории. в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура", сборник статей, СПб.. 1899).

Выступив на это поприще статьей: "Место христианства в истории" ("Русский Вестн.", 1890, 1 и отд.), Р. примкнул сначала к "Моск.

Вед.", затем обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К.

Н.

Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении.

Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, напр., день Ходынской катастрофы есть, вместе с тем, и счастливый день русской истории).

Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических. событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге: "Сумерки просвещения" (СПб., 1899).

Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с нею; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа.

В своих порою блестящих и всегда крайне парадоксальных критических статьях Р. занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: "Легенда о Великом инквизиторе Ф.

М.

Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе" (СПб., 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (СПб., 1899).

О Р. cущeствует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева: "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вест.

Европы", 1894 г., 2).

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru