Раввин (от раб - "учитель") - духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские.
Право на занятие должности P., по еврейскому закону, имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием и благочестием,.
Во время существования первого храма рядом со священниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовой культ, религиозными наставниками являются пророки, которые по большей части были миряне.
После вавилонского плена, реставрации храма и реформ Ездры и Неемии светский элемент еще более усиливается в деле религиозного наставничества, в лице "книжников" (соферим) и "мужей Великого Собора".
Впоследствии роль наставников и толкователей закона переходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которые были преимущественно священниками. С разрушением второго храма Р. становятся единственными религиозными руководителями народа.
В числе Р. талмудического периода и последующих веков встречаются люди из всевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий.
Однако, еще в талмудический период установлена была известная форма посвящения на раввинство - так называемая семиха, т. е. ординация посредством рукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введен к XIV в., при чем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi (гаттарат-гораа), с правом на титул морену (т. е. учитель наш).
Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получал никакого вознаграждения.
Начиная с XIII в. общины мало помалу стали назначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первым лицом в общине и являлся представителем ее перед властью.
В Испании и Германии правительство назначало иногда верховных Р. или "великих магистров над всеми Р." (Magisler Judaeorum, Hochmeister).
Особенно влиятельно положение Р. ("доктор жидовские") было в Польше. где им предоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и где организованы были периодические съезды раввинов, для решения сложных процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права.
Во второй половине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды.
В новейшее время характер и организация раввината подверглись весьма значительным изменениям.
Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и школы.
Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными узаконениями.
Во Франции и Бельгии существует консисториальная организация.
В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р. (Chief-Rabbi).
В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден, Мекзенбург-Шверин) делами раввината ведают "церковные советы" (Kirchenrath, Oberrath).
В России закон 3 мая 1855 г. требовал для определения в Р. окончания курса в раввинских училищах или в общих высших и средних учебных заведениях; в случае недостатка таких кандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы; последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давно закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуется образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр. испов. по прод. 1890 г.).
Лица, удовлетворяющие требуемому законом образовательному цензу и выбираемый на должность официальных или "казенных" Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной для исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом с казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года и утверждаются губернским начальством.
На них, кроме исполнения треб и обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.
2i.SU ©® 2015