2i.SU
Энциклопедия для школьников

Большая детская энциклопедия

Содержание раздела

Энциклопедия для школьников

Петрушка

Петрушка - народный кукольный театр в России и главное действующее лицо даваемых на этом театре пьес.

Первое известие о нем мы находим в путешествии 0леария, к запискам которого приложена картинка, изображающая тогдашнего петрушку.

По описанию 0леария, "Камедь о П. " устраивалась таким образом: комедиант, обвязав вокруг тела простыню, поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх; из-за краев ее он показывает своих кукол. "Камедь о П. " относится к так называемым пьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицами всегда остаются сам П., жена его Маланья, Пигасья или Акулина, цыган, доктор, квартальный, немец, иногда "две арапки" и татарин. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещается, с ящиком, показыватель.

Куклы высовываются не на проволоках, как в вертепе , а на пальцах кукольника, воткнутых в пустую голову и рукава куклы; таким образом на сцене одновременно могут быть два действующих лица.

Непременный аксессуар представления - шарманка, заменившая старого гусляра, изображенного Олеарием, гудочника или волынщика.

П. говорит хриплым и визгливым голосом, картавя и гнуся, что достигается при помощи машинки из бересты, приставляемой кукольником к небу (так наз. практика или пищик).

После предварительных переговоров с шарманщиком из-за ширм является П., танцует с женой и дерется с ней. Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает его: лошадь оказывается норовистой и при первой попытке героя сесть на нее сбрасывает его с седла.

На стоны П. является доктор-немец; в ответ на его расспросы (по другому варианту - вместо платы за лечение) П. колотит его палкой и убивает. Следует комический монолог П., боящегося кары, которая и является в лице квартального ("фатальнаго").

П. сперва просит пощады, но затем кончает и с полицейским. "Эта расправа производит в публике настоящий фурор" (Д.

А. Ровинский).

Пьеса оканчивается или приглашением, обращенным П. к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или - по другому варианту - неожиданным появлением собаки, которая, схватив неистово визжащего героя за нос, утаскивает его в тартарары.

Представление пересыпано блестками грубого, иногда непристойного юмора, иногда площадной бранью.

Герой пьесы "блудлив, как кошка, труслив, как заяц" и очевидно сродни героям плутовского романа, равно как немецкому народному Эйленшпигелю и мольеровским Скапену и Сганарелю. "В итоге пьеса такова, что даже название водевиль для ее слишком почетно, а между тем в ней все признаки оперы, балета и ложноклассической драмы.

Как в опере, в ней оркестр - шарманка - и тенор-солист - П.; как в балете, в ней танцы П. и Пигасьи; наконец, в ней есть три ложноклассические единства: времени, места (декорации не меняются) и действия - драка" (Алферов).

П. образовался из слияния элементов русского народного шутовства с чертами итальянского Полишинеля и немецкого Гансвурста - Пикельгеринга. Это подтверждается рядом лубочных картинок с изображением Петрухи Фарноса, "дурацкой персоны", на "виноходной свинье" (непременный аксессуар Гансвурста) и русскими "перечневыми интермедиями", где, как и в "comedia dell'arte" , дана только канва для импровизации.

В наши дни П. встречается все реже и реже.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru