Павел Апостол - величайший проповедник христианства в I в. среди язычников, вследствие чего называется "апостолом язычников".
П. - сын зажиточных иудейских родителей, принадлежавших к партии строгих ревнителей Моисеева закона - фарисеев (Деян. XXIII, 6).
В юности он получил хорошее образование в знаменитой школе Гамалиила, который отличался от других законников широтой воззрений, доходившей до признания значения и за языческой литературой.
В этой школе Павел не только основательно изучил весь закон Моисеев со всеми тонкостями его талмудического истолкования, но и познакомился с греческой литературой, как это обнаружилось в его знаменитой речи перед афинским ареопагом, где он приводил места из греческих поэтов (Деян. XVII).
Первоначальное имя его было Савл или Саул - очевидно в честь израильского царя Саула, принадлежавшего к одному с ним колену - Вениаминову.
Даровитый юноша, обладавший обширной ученостью, не мог остаться равнодушным к начавшемуся в его время великому движению, и он, подобно многим израильтянам, жаждал пришествия Мессии, но вместе с другими фарисеями - ожидал увидеть в нем могущественного царя, который восстановит царство еврейское во всем блеске его древнего величия.
Велико было его изумление и негодование, когда часть Иудеев и еще больше язычников признали Мессией безвестного учителя из презренного Назарета, преданного позорной смерти на кресте.
По его мнению, это было безумием.
Он пробовал вступать в споры с христианами, но встречался с непреодолимым убеждением, которое доводило его до ожесточения. Тогда он начал прямо преследовать христиан, как вредных сумасбродов, и был одним из ближайших участников побиения камнями первомученика Стефана (Деян. VII и VIII, 1).
Не довольствуясь кровью одного мученика, Савл порешил произвести общее гонение на христиан и с этою целью, заручившись полномочиями, отправился в Дамаск; но на пути туда с ним совершился тот чудесный перелом, который превратил Савла из яростного гонителя в великого проповедника христианства - ап.
П. (Деян. IX, XX, XXVI).
После обращения, жизнь ап.
П. представляет собой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он неустанно совершал на всем громадном пространстве, от глубины Азии до столицы миpa - Рима, и даже, по преданию, далее - до берегов Атлантического океана в Испании и Британии.
Благодаря его проповеди образовались центры христианства и в Азии, и по всему северному прибрежью Средиземного моря, по которому он совершал несколько плаваний и терпел неоднократно кораблекрушения.
Он служил своей идее с изумительным самоотвержением, пренебрегал всеми затруднениями и опасностями. Свою жизнь ап.
П. закончил в Риме, где он, по преданию, осужденный Нероном на обезглавление, был казнен вместе с ап.
Петром в 29 день июня, когда церковь и чтит их память.
По общепринятой хронологии, это было около 65 г. по Р. Хр.
Деятельность ап.
П. выражалась не только в миссионерских трудах, но и в писательстве, и он является одним из плодовитейших писателей апостольского века.
Ему принадлежат 14 посланий, который были написаны в различное время и по различным обстоятельствам, но которые все составляют яркое выражение его религиозного в нравственного миросозерцания, как и отражение религиозно-нравственного состояния мира в то переходное время.
В его посланиях мы видим первую чисто богословскую систематизацию христианского учения, и систематизация эта в руках даровитейшего и образованнейшего из апостолов отличается такой смелой самобытностью, что дала повод немецкой критики даже видеть в его богословии нечто отличное от первоначального Христова учения, так называемый павлинизм, как нечто совсем иное, чем простой христианизм.
Но большинство богословов полагает, что это воззрение основывается на недоразумении, смешивающем форму с сущностью, что в действительности в посланиях апост.
П. истинное первоначальное христианство нашло себе лишь гениальное литературное выражение и что благовестие ап.
П., по существу, тождественно с благовестием Христовым.
Жизнь и послания ап.
П. служат предметом громадной богословской литературы, из которой можно отметить только наиболее выдающиеся произведения.
Из жизнеописаний наиболее известны: Conypeare aud Howson (Л., 1850-52, в 2 томах), имевшее много изданий;.
2i.SU ©® 2015