Пантеон (собств.
Пантейон) - в древности храмы, посвященные всем богам.
Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооруженный в 25 или 27 г. до Р. Хр.
Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им же построенных терм.
Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи которых, например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружения.
После неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. был реставрирован сперва ими.
Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г. по Р. Хр., Септимием Севером и его сыновьями.
Об этой последней реставрации свидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью, высеченной Агриппой.
В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен в церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S. Maria ad Martyres - церковь, которую вследствие ее круглой формы называют также С. Maрия-Ротонда, или просто Ротондой.
П. представляет собой круглое здание с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще при Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою собственную статую и статую Августа.
Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу, каждая в 4,5 м. в окружности, с коринфскими беломрамерными капителями превосходной работы).
Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся некогда украшавших его бронзовых фигур.
Внутренность П. представляет круглое помещение в 43,5 м. ширины и такой же вышины, покрытое полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5 м. в диаметре.
В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуи божеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ко времени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тут первоначально.
Над архитравом идет представляющая собой продолжение цилиндра аттика, которая, при одной из реставраций, была расчленена пилястрами.
Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г.
Пол внутреннего помещения П. выполнен порфиром и другими дорогими породами камня.
Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, не смотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищнического отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап.
В 1881 и 1882 г. вокруг П. были произведены раскопки, при чем с задней его стороны открыты части сооружения, до того времени заслоненные позднейшими постройками, и обнаружен весь цоколь, скрывавшийся под новейшими наслоениями почвы.
В П., в числе других знаменитых людей Италии, похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-Эмануил II.
Кроме римского П., знаменит также парижский.
Он стоит на том месте, где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св.
Женевьеве.
В 1764 г.
Людовик XV заложил здесь колоссальное здание, которое и было возведено по планам архитектора Суффло.
Парижский П. имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над серединой которого высится купол на барабане. С западной стороны П. находится обширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфского стиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания - 84 м., длина - 112 м.
Внутренность П. представляет в середине; под куполом, круглое пространство, к которому примыкают четыре боковые крыла.
Над куполом фонарь, обведенный решеткой; отсюда открывается великолепный вид на весь Париж.
Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м.
Здание еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание переименовало его в Panthеon Francais и определило ему быть хранилищем портретных статуй великих людей, тела которых погребались бы в подвальном этаже здания.
При Наполеоне I П. снова был передан в духовное ведомство, при чем, однако, удержал за собой значение усыпальницы выдающихся деятелей эпохи империи.
В 1822 г., он был обращен в церковь св.
Женевьевы.
Июльская революция снова возвратила П. гражданский характер, который и оставался за ним до 1855 г.
Наполеон III, декретом от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу.
Наконец, 27 мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы дать возможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его в усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера.
О римском П. см.
Адлера,.
2i.SU ©® 2015