2i.SU
Энциклопедия для школьников

Большая детская энциклопедия

Содержание раздела

Энциклопедия для школьников

Опричнина

Опричнина. - Этим именем назывался; во-первых, отряд телохранителей, на подобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.; во-вторых - часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Эпохой О. называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Иоанна Грозного.

Когда, в начале февраля 1565 г., Иоанн воротился в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве О. Это слово употреблялось сначала в смысле особого имущества или владения; теперь же оно получило иное значение.

В О. царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой "обиход" сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов.

На содержание О. были назначены особые города (около 20), с волостями.

В самой Москве некоторые улицы (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр.) были отданы в распоряжение О.; прежние жители были переселены на другие улицы.

В О. было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских.

Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание О.; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

Все остальное государство должно было составлять "земщину": царь поручил его земским боярам, т. е. собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ив.

Дм.

Бельского и кн.

Ив. Фед.

Мстиславского.

Все дела должны были решаться по старине, при чем с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские - то к государю.

За подъем свой, т. е. за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал с Земского Приказа 100 тыс. рублей.

После учреждения О. начались казни; многие бояре и дети боярские были заподозрены в измене и сосланы в разные города.

Имущество казненных и сосланных отбиралось на государя и раздавалось опричникам, число которых скоро возросло до 6000.

Набирались О. из молодых дворян и детей боярских, отличавшихся удалью; они должны были отрекаться от всего и всех, от семьи, отца, матери, и клясться, что они будут знать-служить только государю и беспрекословно исполнять только его приказания, обо всем ему доносить и с людьми земскими не иметь сношений.

Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царю.

На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым.

Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их верность и преданность, и они действительно беспрекословно исполняли его волю; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников. Скоро царь с опричниками уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укрепленный город. Сам он завел нечто в роде монастыря, набрал из опричников 300 чел. братии, себя назвал игуменом, кн.

Вяземскаго - келарем, Малюту Скуратова - параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву; где казни иногда принимали ужасающий характер, тем более, что ни в ком царь не встречал противодействия: митрополит Афанасий был слишком слаб для этого и, пробыв два года на кафедре; удалился на покой, а преемник его Филипп,. смело говоривший правду парю, скоро был лишен сана и жизни. Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Иоанна.

В это же время погиб и двоюродный брат царя Владимир Андреевич.

В декабре 1570 г., подозревая новгородцев в измене, Иоанн, в сопровождении дружины опричников, стрельцов и других ратных людей, выступил против Новгорода, грабя и опустошая все на пути. Сначала была опустошена Тверская область; опричники брали у жителей все, что можно было унести с собой, и уничтожали остальное.

За Тверью подверглись опустошению Торжок, Вышний Волочек и другие города и села, лежащие на пути, при чем опричники без милосердия избивали бывших там крымских и ливонских пленников.

В начале января русские войска подошли к Новгороду и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в Волхов, ставили на правеж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке.

Пять недель продолжалось избиение, тысячи народу погибли.

Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало до полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 - 600 чел., считались счастливыми. Шестую неделю царь провел в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот.

Военные отряды посылались даже в глубину страны, верст за 200-300 от Новгорода, и там производили подобное же опустошение.

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову и готовил ему ту же участь, но ограничился казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества и возвратился в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены.

Были обвинены даже любимцы царя, опричники Басмановы отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, печатник Висковатый, казначей Фуников и др.

Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. Сам царь принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками "гойда, гойда".

Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя.

Казни не раз возобновлялись и впоследствии погибли: князь Петр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причем царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п.

Боярина КозариноваГолохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники - ангелы, а потому должны лететь на небо.

В 1575 г.

Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его "великим князем всея Руси", а себя - государем князем московским".

От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем не важные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины не более двух лет: затем Иоан дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на О. и земщину не было, однако, отменено; О. существовала до смерти Грозного (1584), но самое слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник - словом дворовый, вместо "города и воеводы опричные и земские" говорил и "города и воеводы дворовые и земские". Соловьев старается осмыслить учреждение О., говоря: "О. была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему.

Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними".

Мнение С.

М. Соловьева разделяет К.

Н.

Бестужев-Рюмин.

В.

О.

Ключевский также находит, что О. явилась результатом борьбы царя с боярством, борьбы, которая "имела не политическое, а династическое происхождение"; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга.

Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе.

Попыткой устроить такое политич. сожительство и было разделение государства на О. и земщину.

Е.

А.

Белов, являясь в своей монографии: "Об историческом значении русского боярства до конца XVII в." апологетом Грозного, находит в О. глубокий государственный смысл.

Карамзин, Костоларов, Д.

И.

Иловайский в учреждении О. не только не видят политического смысла, по приписывают его проявлению тех болезненных и вместе с тем жестоких чудачеств, которыми полна вторая половина царствования Грозного.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru