Нирвана (санскр, Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании.
В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная или неполная Н. и 2) конечная или абсолютная.
Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н. тождественен" с состоянием дживанмукти (jivanmukti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты.
Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упидисеса (санскр. Upadhicesha - имеющий остаток нижнего слоя).
Вторая или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nirupadhicesha, пал. anupadisesa) или паринирвана, может быть достигнута только после смерти.
В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда.
В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко блаженное и вечное состояние.
Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания.
Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие.
На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь.
Подобному определению Н.
Как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низший страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство.
Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами.
Другой термин для понятия Н. - нирврти (палийск. ниббути).
2i.SU ©® 2015