2i.SU
Энциклопедия для школьников

Большая детская энциклопедия

Содержание раздела

Энциклопедия для школьников

Нигилизм

Нигилизм - полемический термин для обозначения крайностей движения 60-х гг. (от лат. nihil - ничего, т. е. ничего не признающие). Самое слово существует очень давно.

В средние века было еретическое учение Н., преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение Н., ложно приписанное схоластику Петру Ломбард, отвергало человеческое естество Христа.

В русской литературе слово Н. впервые употреблено Надеждиным (ст. "Сонмище нигилистов", в "Вестнике Европы") в значении отрицателей и скептиков.

В 1858 г. вышла книжка казанского проф.

В.

Берви: "Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни".

В ней тоже употребляется слово Н., как синоним скептицизма.

Добролюбов осмеял книжку Берви, подхватил это слово - но оно не стало популярным до тех пор, пока Тургенев в "Отцах и детях" не назвал нигилистом Базарова.

Огромное впечатление, произведенное "Отцами и детьми", сделало крылатым и термин "нигилист".

Никто, однако, из людей 60-х гг. официально его не принял.

Писарев, который в ряде статей признал в Базарове воплощение идеалов и взглядов нового поколения, называл себя "мыслящим реалистом".

Понятно, что тургеневской клички не усвоила себе и та многочисленная часть молодежи, которая в Базарове и вообще в "Отцах и детях" усмотрела карикатуру на новое движение. С тем большей цепкостью ухватились за него противники новых идей.

В своих воспоминаниях Тургенев рассказывает, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа - а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., - то слово нигилист уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: "посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!" С тех пор этот термин является в статьях и романах, направленных против движения 60-х гг.

Не было тех черных красок, которых Лесков-Стебницкий, Клюшников, Авенариус, позднее Всеволод Крестовский и др. жалели бы для изображения "нигилистов", соединяя воедино все оттенки отрицательного настроения, смешивая лучших его представителей с теми подонками, которые примешиваются ко всякому массовому движению).

В лучшем случае новые люди, фигурировавшие в противонигилистической литературе, были лохматые, нечесаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность девицы; но сплошь да рядом к этим качествам ожесточенные изобразители Н. прибавляли шантаж, воровство и подчас даже убийство.

К концу 60-х и началу 70-х гг. слово нигилист почти исчезает из русской полемической литературы, но воскресает в западноевропейской литературе, как обозначение русского революционного движения; его принимают и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении.

Нидерландская школа (1400 - 1600) - группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга.

В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции - венецианскую.

Представитель Н. школы первого периода - Дюфе (начало XV ст.), второго - Оккенгейм (ум. в начале XVII ст.), третьего - Жоскин де Пре (1450 - 1525).

Последним великим представителем этой школы является Орландо Лассо (1450 - 1590).

Музыка этой школы писалась преимущественно для церкви на данную мелодию (саntus firmus), которую брали из грегорианского пения или из светских песен.

По тексту мелодии сочинения получали свое название (напр., месса "L'homme arme", "Adieu mes amours").

Мессы на темы самих композиторов встречались реже.

Данную тему несколько раз повторяли, для разнообразия - в разных видах, напр. удваивая стоимость каждой ноты, применяя тему в обратном движении, т. е. начиная ее с конца и кончая началом, или с обратным движением всех интервалов мелодии, т. е. восходящий интервал заменялся таким же нисходящим и наоборот.

В Н. школе писались мессы, мотеты и светские песни. Стиль сочинений - исключительно контрапунктический. У многих композиторов Н. школы второй половины XV в. над музыкальным содержанием преобладала техника, в ущерб благозвучию; но самые крупные представители школы ставили благозвучие и выразительность главною целью сочинения, в совершенстве владея при этом контрапунктической техникой.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru