Ницше (Фридрих-Вильгельм Nietzsche) - знаменитый немецкий писатель, родился в 1844 г. в прусской пров. Саксонии. отец его был протестантским пастором.
В 1869 г. получил кафедру филологии в базельском унив.
Во время франко-прусской войны был санитаром; с тех пор у него появились первые признаки мозгового страдания.
Он долго жил в Италии, в Сорренто и в Риме, но здоровье его ухудшалось; в 1879 г. он окончательно оставил профессуру и стал жить уединенно в Италии и Швейцарии. Следующие годы, не смотря на тяжкие страдания, были самыми плодотворными в авторской деятельности Н.
В 1880 г. душевный недуг окончательно разразился, и с тех пор Н. живет больным, сначала в лечебнице в Иене, потом у своей матери близ Наумбурга. Философская деятельность Н. не представляет стройной системы, исходящей из вполне установленных начал.
Н. афористичен по своей манере, а идеи его претерпевали несколько коренных метаморфоз.
Он вышел из метафизики Шопенгауера, потом отверг ее во имя рационализма, и под конец пришел к оригинальному, полумистическому мировоззрению.
Во всех этих фазисах философского развития Н. имеет значение не теоретическою стороной своего учения. а своим художественным темпераментом.
В первом фазисе развития Н. был горячим вагнерианцем; во втором он сошелся с Полем Рэ и увлекался его естественнонаучными учениями; в третьем фазисе его философия принимает мистический оттенок.
Главнейшие труды первого периода: "Quellen des Diogenes Laertius", "Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik" (1872) и "Unzeitgemasse Betrachtungen".
В первой из этих работ, филологической по существу, Н. выводить начало искусства из взаимодействия двух противоположных эстетических элементов в природе - дионисовского и аполлоновского.
Дионисовским он называет начало оргазма, сказывающееся в восторженных телодвижениях, в сочетании радости и скорби, наслаждения и ужаса, когда уничтожаются обычные пределы бытия и человеческая личность сливается с природой; principium individuationis уничтожено и путь к первоисточникам бытия открыт. Сущность дионисовского начала становится ясной в физиологическом явлении опьянения. Соответствующее ему искусство - музыка.
Противоположность дионисовскому началу составляет стремление к создаванию форм; Н. усматривает его в Аполлоне, боге созидательных сил.
В нем соединяются свобода от всяких необузданных порывов и мудрое спокойствие.
Он самое возвышенное воплощение priucipii individuationis, т. е. сохранения пределов личности, меры в эллинском значение слова. Сила этого созидательного стремления проявляется в прекрасном искусственном мире сновидений.
Ему соответствует пластическое художество.
Из сочетания этих двух элементов вышла аттическая трагедия, а из ее - все позднейшее искусство; первоначальный хор - дионисовский элемент ее, создавший из себя, в силу аполлоновского стремления, самую драму, т. е. как бы искусственный мир видений.
Диалог - аполлоновский элемент трагедии.
Говорящие на сцене герои - аполлоновские образы, в кoторых объективируется Дионис, первоначальный трагический герой; они только маски, скрывающие вечно присущее божество. Это понимание двух элементов искусства Н. вывел из глубины своего собственного существа; оно же объясняет постоянный перемены его философских идей. Эти идеи по его собственным словам - маски, аполлоновcкие образы, за которыми скрывается его дионисовское "я". Стихийное, дионисовское начало Н. ставить выше всего, также как и вышедшее из него искусство, т. е. главным образом. музыку.
Культуру аполлоновского, рассудочного характера Н. производит от. Сократа, "основателя диалектики и теоретичности", мнящей себя способной дойти путем разума до первооснов бытия.
Кант нарушил, этот оптимизм и проповедывал "философию воздержания".
Критикой разума он открыл путь для возрождения философии в Шопенгауере, который показал доступ к непознаваемому в интуитивном, т. е. дионисовском элементе души.
Из 4-х отдельных брошюр, составляющих "Unzeitgemasse Betrachtungen" самая значительная - "Vom Nutzen und Nachtheil der Historie fur das Leben". "Историей" Н. называет всю совокупность знаний, всю духовную жизнь в противоположность инстинктивной - знание прошедшего, как противоположность живой силе настоящего и совершающегося.
Н. ставит вопрос, "как подчинить историю жизни" и решает, что только "посколько история служит жизни, должны и мы служить истории".
История полезна лишь до тех пор; пока, увеличивая знания, она не делает души пассивною воспринимательницей прошлого, лишенною созидательного, пластического элемента. "Неисторическое", т. е. непосредственное творческое начало должно оставаться сильным; только сочетая историческое с неисторическим человек становится великим: обладая великим наследием прошлого он в тоже время не подчинен ему.
Н. возводить в идеал людей, унаследовавших гений прошедшего, способных из настоящего объяснить минувшее и тем самым определить самое отдаленное будущее.
Он называет их "людьми несвоевременными" (Unzeitgemasse), т. е. не подходящими к данному времени.
Двум представителям этого идеала посвящены две другие статьи: "Unzeitg. Betrachltungen" - "Schopenhauer als Erzieher" и "Richard Wagner in Bayreuth".
В них Н. развивает свое учение о гении; культ гениальности является у него проявлением метафизического в физическом существовании.
Преклонение пред гениальностью Вагнера закончилось у Н. разрушением культа; в стремлении вечно развенчивать достигнутые идеалы, он порвал с Вагнером и путем долгих колебаний и внутренних жертв перешел к позитивизму.
К этому второму периоду относится: "Menschliches, Allzumenschliches" (1876 - 77) - сборник афоризмов, написанных к годовщине смерти Вольтера.
Здесь, под влиянием английских позитивистов, а также своего приятеля, немецкого позитивиста Рэ, Н. занялся вопросом об основах альтруистических чувств и решил его в духи утилитаризма. Свое прежнее этическое понимание он теперь опровергал, анализируя происхождение этических побуждений и превращаясь из метафизика в психолога и историка.
Все афоризмы сборника сводятся к обнажению "полной человечности" (Allzumenschlichkeit) того, что считалось святым, вечным и сверхчеловеческим.
Презираемый прежде Сократ, представитель разумности. кажется ему теперь истинным созидателем культуры.
Он отрицает чудо гениальности, вооружается против Вагнера и, в общем подчиняет инстинкт разуму. Три других сочинения этого периода: "Der Wanderer u. sein Schatten", "Morgenrothe" и "Frohliche Wissenschaft" чужды преувеличенного интеллектуализма предыдущего труда.
Продолжая подчинять аффекты разуму, Н. больше настаивает на силе чувства, заставляющего подчиняться будничной и некрасивой истине только потому, что она истина.
Позитивная философия имела для Н. значение тем, что она давала ему метод познавания, нужный ему для постоянных переходов настроений и не сковывала его подобно метафизике.
Поэтому так бодро звучат его слова в "Frohe Wissenchaft".
В то время он уже подготовлял свою "философию будущего" и отдалялся от содержания позитивных учений.
Последний период в творчестве Н. обнимает пять сочинений: "Also sprach Zarathustra", "Jenseits von Gut und Bose", "Zur Genealogie der Moral". "Der Fall Wagner" и "Gotzen-Dammerung".
Здесь Н. признает всякое знание и мышление условным и возвращается к первоначальному возвеличению аффектов и стихийной силы личности.
В "Jenseits von gui u. Bose" он доказывает ложность понятий о добре и зле, правде и неправде и считаете важным все то, что поднимает жизненность, чем производятся аффекты, без отношения к их нравственной оценке: fiat vita, pereat veritas.
Он высоко ставить "силу лжи", т. е. стремление к выдуманному, и выводит отсюда значение искусства и метафизики.
Область познания переносится им в мир аффектов и внушений воли.
Он превозносит мир намеренного обмана и говорит, что близкий нашей душе мир должен быть нами же создан.
Идеалом его является сверхжизненный образ отдельного человека, могучая воля которого - единственный критерий добра и зла.
В этике и эстетике Н.
Бог, человек и мир сливаются в одно общее сверхчеловеческое существо. Этика Н. основана на его понимании упадка, который создается вмешательством разума, ограничивающего стихийные инстинкты. Этот упадок начался для человечества вместе с культурой, сделав из человека больное существо, стремящееся к отрицанию самого себя.
Оправдание упадка, тождественного с жизнью человечества во все времена, заключается в том, что человек - только переходная ступень к чему-то более совершенному. Цель человечества - преодолеть себя во имя более высокого идеала; чтобы достигнуть этого, нужно развивать свои человеческие страсти до апогея и в них пережить самого себя. "Сверхчеловек" (Uebermensch), для которого человек уготовляет путь самоотречением, является созданием самого человека. Стремление к красоте "сверхчеловека" заменяет прежнее стремление к добру в жизни; невозможность достижения этого мистического идеала лежит в основе контрастов, составляющих трагическую красоту души. Религиозное учение Н. тесно связано с учением его об "упадке".
Когда естественно-человеческое доведено до апогея, тогда пробуждается жажда божественного; чем гуще тени на человеческом, тем ярче сияет божественное - и человек сам создает божество, как противоположность человеческому. Учение Н. носит лирический характер.
Он объективирует различные состояния своей души, враждебной всем установленным категориям разума и всем нравственным традициям, и в блестящих образах и афоризмах заостряет свои отрицания и утверждения.
Не будучи теоретиком в философии, а скорее сильным художником мысли, Н. создал миросозерцание, соответствующее некоторым сторонам современного искусства; в его учении получили яркое выражение индивидуализм, эстетизм, жажда личной свободы.
Полное собрание соч.
Н. издано его приверженцами в Лейпциге.
Крупных монографий о Н. не имеется.
2i.SU ©® 2015