2i.SU
Энциклопедия для школьников

Большая детская энциклопедия

Содержание раздела

Энциклопедия для школьников

Мадонна

Мадонна (Madonna) - сокращение итальянских слов: mia donna, т. e. "моя госпожа".С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных обращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон и изваяний.

В этом втором, художественном значении, слово М. перешло из итальянского языка и в другие западноевропейсие языки. Самые древние изображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим в стенной живописи римских первохристианских катакомб, которая представляет ее то в виде оранты (молельщицы) - женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с Младенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св.

Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленях младенца (напр. в катакомбе св.

Присциллы).

Несколько позже являются в катакомбных живописи и рельефах изображения М. с Младенцем на руках, принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св.

Каллиста, конца II или начала III в.; св.

Домициллы, III в.; и св.

Марцеллина и Петра, III в.).

В V в. изображения Богородицы размножаются и переходят из подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, но и мозаичною работою (напр. "Матерь Божия", "Благовещение" и "Поклонение волхов" на триумфальной арке црк. Санта-МариаМаджоре, в Риме). Распространение и усиление культа Приснодевы были причиною появления, в следовавшие затем столетия, множества ее икон не только в храмах, но и в домах благочестивых людей; но так как в это время искусство в Италии и остальной Зап.

Европе находилось в упадке, и художественная деятельность процветала еще только в вост. империи, то образа М. писались повсюду либо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствие чего имели вполне Византийский характер и суровый, иератически-неизменный тип.

Первым живописцем, осмелившимся отступить от этого типа, был Чимабуе, который, своею знаменитою М., написанною около 1270 г. для флоренийской црк. С. mapиa-Новелла, указал последующим итальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматери большей жизненности и изящества.

После него, по мере пробуждения внимания к природе и к памятникам классич. древности, эти изображения все более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшись одною из любимейших задач художественного творчества, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору Возрождения, достигают высокого совершенства: Богоматерь является в них идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения, молитвенного умиления, родительской нежности, - то скромною матерью, всецело погруженною в заботы о своем малютке-Сыне, то юною девою, объятою священным экстазом, то величественною, но кроткою царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству.

В Средние Века нередко представляли ее в костюме горожанок того времени, в конце же этой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой. широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии, накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по борту золотым шитьем и драгоценными каменьями.

Порою, на ее челе лежит венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви; другие многочисленные символические атрибуты, заимствованные преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на иконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сияние вокруг головы, полумесяц под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в виде венца над головою, лилия или роза в руке, нередко целая беседка из роз на заднем плане иконы.

По большой части М. изображается сидящею и держащею на своих коленях, или возле себя, МладенцаХриста, одетого в белую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служат земной шар (эмблема вседержительства), яблоко или плод гранатового дерева (эмблема искупления человечества от грехопадения), колосья пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии), какая-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольно выбранные художником животные и плоды.

На больших алтарных образах, художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стоящею на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженною сиянием или мандорлою и сопровождаемую двумя, четырьмя архангелами или целым сонмом коленопреклоненных ангелов, поклоняющихся М. или прославляющих ее пением и музыкою (как напр. на знаменитой картине Фра-Анджелико, во флорентийской галерее Уффици), а также представителями Ветхого и Нового Заветов.

Еще чаще М. является на алтарных иконах в виде Небесной Царицы, с короною на голове и Младенцем на коленях: она сидит на троне, по сторонам которого стоят ангелы или отцы Церкви и другие святые; к этим побочным фигурам порою присоединяются младенец Иоанн Креститель со своею эмблемою, агнцем, св.

Екатерина, которой Спаситель надевает на палец обручальное кольцо, ангелы, сидящие у подножия трона и играющие на музыкальных инструментах, колено- преклоненные заказчики иконы и т.. д.

Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осеняющую страждущих и скорбящих своею мантиею, полы которой поддерживают ангелы (М. della misericordia), М. плачущую и стенящею над телом Спасителя, снятым со креста (Pieta), М. с мечем или семью мечами, вонзенными в ее грудь (Mater dolorosa), М., возносящуюся на небо (l'Assunto), М. в виде юной девы, парящей среди облаков в лучезарном сиянии и окруженной сонмом маленьких ангелов и херувимов (М. Immaculata, "Беcсеменное зачатие") и т. д.

Вообще художники эпохи Возрождения, изобретая новые мотивы для изображения М. и делая ее главным предметом более или менее сложных композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти композиции бесконечно разнообразны и, в конце эпохи, порою совершенно утрачивают религиозный характер.

Превосходнее всех других олицетворял Пресв.

Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством воплощавший в своих М. и "Св. Семействах" идеал чистейшей женской красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери, всецело ушедшей в любовь к своему дитяти, счастливой им или задумавшейся об ожидающей его участи.

Всех картин подобного рода, несомненно принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современною художественною критикою с большим или меньшим основанием, насчитывается 64.

Они известны или по аристократическим фамилиям, которым некогда принадлежали (напр.

М. домов Конестабиллле-Стаффа, Альба, Солхи, Темни, Колонна, Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на них аксессуарам и особенностям их композиции (напр.

М. с безбородым Иосифом, со щегленком, с диадемою, с рыбою, с окном, заклеенным бумагою, с розою, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на прогулке).

Кроме того, всесветною знаменитостью пользуются Рафаэлевские М. под названиями: "Великогерцогская", "Фонтенеблоская" (или Франциска I), "Орлеанская", "Из Фолиньо", "Прекрасная Садовница" и "Жемчужина".

Но ни в одной из них гений художника не выразился с таким блеском и полнотою как в "Сикстинской М." - лучшем перле дрезденской картинной галереи.

Из прочих живописцев Италии, своими М. наиболее прославились Сандро Ботттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. да Винчи, Б.

Луини, Фр. Франчья, Корреджо (М. со св. Себастианом, М. со св.

Георгием, М. с раковиною) Джов.

Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший и нек. др.

Между М., вышедшими из-под кисти неиталианских художников, особенно уважаются многочисленные "Бессеменные зачатия" испанца Мурильо и произведения немцев Л.

Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, в мюнхенск. пинакотеке) и Г.

Гольбейна Мл. (М. семейства Meйера, оригинал в дармштадтск., копия в дрезденск. гал.). Ср. Anna Jameson, "Legendes of the Madonna" (Лондон, 3 изд. 1863); Rohault de Fleury, "La Sainte Vierge" (Пар., 1876); Eckl, "Die Madonna als Gegensland christlicher Kunstmalerei und Sculplur" (1883).

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru