Кулибин (Иван Петрович) - русский механик-самоучка (10 апреля 1735 г. - 30 июня 1818 г.), сын нижегородского мещанина, смолоду интересовался выдумыванием и постановкою разных замысловатых флюгеров, меленок, толчей и особенно устройством деревянного механизма домашних стенных часов.
Благодаря денежному содействию нижегородского торговца M.
А.
Костромина, К. удалось осуществить устройство весьма сложных часов, имевших форму яйца: в нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, с вооруженными по сторонам воинами (серебряные фиг.).
Ангел отваливал камень от гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза молитву Христос Воскрес и двери затворялись; весь механизм состоял из с лишком 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей.
Летом 1768 г.
Екатерина II посетила Нижний Новгород и К. был ей представлен вместе с еще незаконченными тогда часами, телескопом, микроскопом и электрической машиной, им же сделанными.
По приглашению тогдашнего директора академии наук, графа Вл.
Гр.
Орлова, К. переехал в СПб. и в 1770 г. вступил на службу при академии, с жалованьем 300 р. в год; на его обязанности лежало "иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всем том, в чем он сам искусен".
За выучку каждого из академических художников К. обещано вознаграждение в 100 и более руб.
Откликнувшись на вызов англичан сделать "лучшую модель такому мосту, который бы состоял из одной дуги или свода без свай, и утвержден бы был концами своими только на берегах реки", К. собственными исчислениями в 1773 г. дошел до практических выводов, а в декабре 1776 г. демонстрировал на академическом дворе перед собранием ученых (Эйлеры - отец и сын, С.
Котельников, Ст. Румовский, В.
Л.
Крафт и мн. др.) 14-ти саженную модель моста, за которую награжден 2000 руб. и большою золотой медалью.
Изобрел "для водоходства машинные суда (1782): "судно шло против воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы...", Затем К. осветил при помощи обыкновенных зеркал темные переходы Царскосельского дворца, устроил электрофоры карманные; огромное зажигательное стекло, водяные мельницы невиданных систем, трехколесную самокатку.
В 1801 г.
К. уволен от обязанностей механика при академии наук, с ежегодною пенсией в 3000 руб., причем ему выдано было 12 тыс. руб. (6000 р. заимообразно) на сделание судна для р.
Волги и К. возвратился в Нижний Новгород; судно было испытано в 1804 г. и сдано нижегородским городским властям в 1807 г.
Почти всеми забытый и обедневший К. (пожар в 1813 г. лишил его почти всего имущества) в 1814 г. представил проект железного трехарочного моста через Неву, модель которого хранится в музее института инженеров путей сообщения (имеется весьма редкая огромная гравюра резцом).
В возмещение расходов по изобретениям, К. неоднократно получал иногда довольно значительные суммы от Екатерины II, Павла I и Александра I.
В 1792 г.
К. принят в члены Импер.
Вольного Экономического Общества.
Одаренный от природы пытливостью, необыкновенно способный К. был мало образован и нередко трудился над тем, что уже было известно до него.
2i.SU ©® 2015