Карнавал (ит. Carnevale, от лат. carno - мясо, vale - здравствуй) - в католических странах первоначально время от дня Богоявления до чистой среды (на первой неделе вел. поста).
В разных местностях карнавальное время имеет различную продолжительность: в Венеции начинается с дня св. Стефана (26 дек.), в Риме продолжается только 11 дней, предшествующих чистой среде, в Милане - до воскресенья инвокавита, на Рейне обнимает только 8 дней.
Карнавальная пора повсеместно сопровождается различного рода забавами, играми, переряживаньем, особенно в Италии, где К. - чисто народный праздник.
Одна из любимых забав римского К. - перестрелка так наз. confetti (гипсовые или медовые шарики).
В Португалии бросают друг в друга бобами и горохом; неосторожных обсыпают мукою, обливают водою.
В Лиме (Перу) главное удовольствие карнавального времени - обливать прохожих водою, притом не всегда чистою.
В Риме, во время К., устраиваются также лошадиные скачки (corso).
Заключительный акт римского К. - праздник огней (moccoli). С наступлением сумерек, появляются огни на окнах, подмостках, экипажах; в руках у каждого из толпы - зажжённая восковая свечка; эти свечи беспрестанно друг у друга тушатся и вновь зажигаются.
В южном, итальянском Тироле торжественно сжигается олицетворение масляницы - вязанка соломы, перемешанная с дровами; две враждебные рати, одна - в пестрых арлекинских одеждах, с погремушками, другая - в белых рубахах, с горбами, борются вокруг костра, на главной сельской площади, где варятся традиционные масляничные лепешки.
В средние века карнавальное время с особенною пышностью справлялось в Венеции; в эпоху её упадка (XVIII в.) блеск К. передвигается в Рим.
По тому же типу, но в более скромных размерах, праздновался К. и в других городах Италии, а также в Испании, Франции, Германии.
Во Франции во время К. совершается торжественная процессия Boeuf gras: по улицам водят жирного быка, с золочеными рогами и украшениями из лент. У французских и отчасти у швейцарских католиков три последние дня К. носят название jours gras.
Нечто подобное К. встречается в Германии, под именем Fаsching, уже в средние века.
Интермедии и интерлюдии (Fastnachtsspiele) сопровождают К. с XIII до XVII в. (интермедии Ганса Фольца, Ганса Розенплита, Ганса Сакса).
В конце XVIII в. и начале XIX в. празднование К. распространяется во многих французских, а также в немецких прирейнских и южных городах: Кельн, Кобленц, Мюнхен, Нюрнберг.
Значение К. в Германии ослабевает, но всё же и до сих пор К. - народный праздник в Майнце и особенно в Кельне.
Западноевропейский К., как и наша масляница - остатки тех языческих празднеств, которые знаменовали переход от зимы к весне, от старого года к новому.
Отличительные черты древнеримских весенних празднеств - очищение водою, зажигание огня на алтаре Весты, ряженье, процессии, неистовая беготня по улицам, конские скачки, имеют много общего с зап. европейским К.
Вс.
Миллер ("Русская масляница и западноевропейский карнавал", М. 1884) считает его наследием древнего Рима, отразившимся и на продолжительности карнавальных празднеств. Церкви, возмущавшейся остатками вакханалий и сатурналий, удалось, наконец, ограничить народный разгул немногими днями перед началом вел. поста.
Иной взгляд на продолжительность и многие характеристические черты карнавальных празднеств высказан автором рецензии на книгу Вс.
Миллера ("Журн.
Мин.
Нар.
Пр.", 1884, № 12).
Он полагает, что зима и начало весны - время после уборки плодов, время употребления добытого за лето и осень, время надежд на предстоящие сборы, почему праздничное веселье и приходится на эту пору года.
Он видит также связь между зап. европейским К. и древнегреческими дионисиями, устраивавшимися в честь Вакха, о которых Вс.
Миллер не упоминает. См. ещё Fahne, "Der К." (Кельн, 1853); v. Reinsberg-Duringsfeld, "Das festliche Jahr" (Лпц. 1863).
2i.SU ©® 2015