Иванов (Александр Андреевич) - знаменитый исторический живописец, род. в СПб., 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил "посторонним" учеником в имп. академию худож. и воспитывался в ней с поддержкою от общества поощрения худож., под главным руководством своего отца, профессора живописи А.
И.
Иванова.
Получив за успехи в рисовании две серебр. медали, был награжден, в 1824 г., мал. золот. медалью за написанную по программе картину: "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора" (наход. у К. Т. Солдатенкова, в М.), а в 1827 г. больш. такою же медалью и званием художника XIV кл., за исполнение другой программы: "Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона".
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал еще картину, а именно на тему: "Белерофонт отправляется в поход против Химеры". Удовлетворив этому требованию (картина наход. у М.
П.
Боткина, в СПб.), И. пустился в путь, в 1830 г., и чрез Германию, с остановкою на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.
Здесь первые его работы состояли в рисовании с микеланджеловского "Сотворения человека", в Сикстинской капелле, и в сочинении эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное писание, в особенности Новый Завет, он все более и более увлекался мыслью изобразить в обширной и сложной картине первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее значительным, хотя также крупным произведением, и с этою целью написал, в 1834 г., "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" (наход. в Имп. Эрмитаже) - картину, превосходную по красоте композиции, благородству стиля, рисунку, краскам и экспрессии мироносицы, но исполненную еще совершенно в академическом духе.
Она имела большой успех как в Риме, так и в СПб., где художник был признан за нее, в 1836 г., академиком.
Ободренный успехом, И. принялся за "Явление Мессии", глубоко вдумывался в сюжет, изучал все, что касалось его хоть сколько-нибудь, делал множество этюдов, советовался с знаменитыми иностранными художниками, жившими в Риме, постоянно переменял первоначальную композицию и ее подробности.
Процесс столь добросовестного творчества шел медленно, и годы летели один за другим в заботах художника о получении средств для довершения его капитального предприятия, в его сомнениях и колебаниях.
Начав работу с полною верою в божественность избранной темы, он подвергся впоследствии сомнению, благодаря в особенности чтению книги Штрауса о Христе, и уже не мог трудиться с прежним увлечением; кроме того, в последнюю пору его пребывания в Италии болезнь глаз мешала ему заниматься с желаемою усидчивостью. Таким образом, исполнение картины тянулось слишком двадцать лет, (1836 - 57), и только в 1858 г.
И. решился отправить ее в СПб. и явиться туда вместе с нею.
Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной из зал академии худ. составила событие в русском художестве, небывалое со времен К.
Брюллова.
В печати она была встречена противоположными суждениями: одни восторгались картиною беспредельно; другие находили, что ее автор, при всем своем усердии, взялся за задачу не по силам, не разрешил ее удовлетворительно, видели в ней лишь собрание более или менее интересных этюдов, не достаточно связанных одним общим движением и, в особенности, одним общим колоритным тоном.
Но для большинства истинно художественных людей она была явлением в высшей степени замечательным. Серьезное, вдумчивое отношение И. к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре, искание красоты не внешней и случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, - все это завоевало творцу "Явления Мессии" горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа.
Однако И. не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена, как он сошел в могилу, пораженный холерою, 3 июля 1858 г.
После его кончины, "Явление Мессии" было приобретено императором Александром II и пожаловано московскому публичному музею, в котором красуется и поныне.
Кроме этой картины, составляющей один из драгоценных памятников русской живописи, крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов, которыми И. занимался в Риме, отрываясь по временам от своего главного труда.
Они изданы в точных факсимиле немецким археологическим институтом на счет капитала, завещанного ему с этой целью братом живописца, архитектором С.
Ивановым. Ср.
М.
П.
Боткина, "А.
А.
И., его жизнь и переписка" (СПб. 1880) и в биoграфич. библиотеке Ф.
Павленкова.
2i.SU ©® 2015