Исландские саги - стали записываться в мирные годы, последовавшие за переменою веры (1002), когда дела героев прошлого еще хранились в народной памяти.
Предварительно они путем устной передачи успели приобрести известную стереотипную форму, которая сделалась обязательною и для позднейших авторов.
В собирании саг можно различить несколько периодов: с 1140 г. по 1220 г. они записывались отдельно, главным образом для облегчения туземных рапсодов; затем они стали издаваться для читающего общества, соединяться (1220 - 1260), переделываться и расширяться в объеме (1260 - 1300) и наконец собираться в большие рукописные сборники (XIV в.).
К мифическим сагам принадлежит большое количество тех, в которых сказания о богах являются переделанными в рассказы о героях давней поры. Такова знаменитая "Вёльсунга" - сага, представляющая много общего с мифом Нибелунгов; сага Рагнара Лодброка - отражение в народной памяти великого переселения народов; саги о первых конунгах Дании и Швеции, знаменитая "Fridhthiofs-Saga" и др.
Полуисторические саги напоминают романы, но рассказывают истинные события, обыкновенно маловажные; особенно часто излагают они жизнь известных скальдов-авантюристов (саги Гуннлауга, Эгиля, Кормака и др.) Особенно много этих саг стало появляться с XII в., после изобретения (вернее - усовершенствования) алфавита Т'ороддом и Ари Фрод'и.
Благодаря этому алфавиту, развилась и И. историческая сага - лучшее, что представляет И. проза.
Первый И. историк, по свидетельству Снорри Стурлесона - один из изобретателей латинско-И. алфавита, свящ.
Арихинн Фрод'и Т'оргильссон (умер 1148), "Islendingabok" которого, в кратком хронологическом очерке, знакомит с важнейшими эпохами в истории Исландии.
Он составил, кроме того, книгу скандинавских конунгов ("Konungabok") от Инглингов до Гаральда Сигурдссона.
Второй И. историк - Сэмундр хин Фрод'и Сигфуссон (умер 1133), много путешествовавший, посетивший и Рим, и Францию; ему приписывается "Книга конунгов" от Гаральда Прекрасноволосого до Магнуса Доброго.
Менее схематического содержания была "Hryggiar-Stykki" Эйрикра Оддсона (ок. 1150 г.), из которой сохранились лишь отрывки. Так называемое легендарное житие Олафа (Olafs saga bins helga) и Моркинскинна, рассказывающая о королях Норвегии до Сигурда Муннра, относятся ко второй половине XII в.
В это же время два монаха Т'ингейрского м-ря, Оддр (умер 1200) и Гуннлауг (умер 1219), написали, на латинском языке, каждый по биографии короля Олафа Триггвасона.
В этом же монастыре был аббатом Карл Ионсон, написавший (ок. 1184 г.) жизнеописание Сверри, со слов самого короля.
К началу XIII в. относятся "Фагрскинна" - рассказ о норвежских королях, "Оркейинга сага", рассказывающая историю оркнейских ярдов до 1222 г., "Иомсвикинга сага" - о морских разбойниках, Иомсборга на Балтийском море, и другие, которыми воспользовался величайший из И. историков - Снорри Стурлусон, сын Стурды Т'ордарсона (род. 1178 г., убит 1241 г.), автор "Хеймскринглы", в которой изложена история норвежских королей, начиная с отца богов Одина до Магнуса Эрлингссона.
После Снорри племянники его были носителями И. историографии.
Первый из них, Олафр Т'ордарсон Хвитаскальд, считается составителем саги о датских королях ("Knyttlinga-Saga").
Второй, Стурда Т'ордарсон хин Фрод'и (1214 - 1284), по поручению короля Магнуса Лагабэтира, написал историю отца его, Гакона Гадонарсона.
О следующих королях норвежских уже нет саг, кроме двух небольших отрывков из "Magnusar Saga Lagabaetis", составителем которой также был Стурла. Стурле принадлежит и большая часть истории могущественного рода Стурлунгов ("Sturlunga-Saga" или "Islendinga Saga hin mikla"). С этой сагою родственна "Книга о поселениях" (Landnamabok), где говорится об открытии о-ва, о первых поселениях на нем, даются генеалогии и перечисляется до 4000 личных имен и более 1500 поселений.
Последний крупный историографический труд - сага об Олафе Тригвассоне ("Olafs-Saga Tryggvasonar", приблизительно 1330 г.) - переработка, с массою дополнений, труда монаха Гуннлауга. Шведской историей исландцы мало занимались; стоит лишь упомянут малоисторическую сагу об Ингваре ("Saga Ingvars hins Vidhforla").
После Стурлы Т'ордарсона встречаются лишь переработки существующих уже саг.
Падение историографии делается особенно заметным в предпочтении романтических авантюр и неправдоподобных легенд.
Причиною этого упадка была не столько черная смерть, опустошившая о-в в 1350 и 1401 гг., сколько потеря свободы и пристрастие к произведениям средневековой романтики (рыцарские саги - "Riddara Sogur", - переведенные в XIV в. по приказанию норвежских королей), начавшим наводнять о-в с XIII в.
2i.SU ©® 2015