Древляне, одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя Д., по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
Описывая нравы Д., летописец выставляет их, в противоположность соплеменникам своим полянам, народом крайне грубым ("живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девица").
Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики.
Из археологических раскопок в стране Д. можно заключить, что они обладали известной культурой.
Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни; отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у Д. хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая.
Из летописного рассказа о мщении Ольги видно, что у Д. в Х в. были города, князья и сословия. Существует мнение (проф.
Ключевского), что Д. еще в Х в. оставались разделенными на мелкие округа, с князьями во главе каждого; князья эти были независимы, хотя иногда и соединялись друг с другом; правили они вместе с "лучшими мужами", "старейшинами града".
По сказанию летописи, в давние времена Д. обижали своих соседей полян; но уже Олег подчинил их Киеву и наложил на них дань.
В числе племен подчиненных Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и Д.; но они покорились не без упорной борьбы.
По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; Игорь победил их и наложил еще большую дань; не довольствуясь и этою данью; он пошел в Древлянскую землю за новыми поборами; Д. возмутились и убили его.
Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение Д. Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега.
Владимир Св., раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Древлянская земля входит в состав Киевского княжества.
Политическим центром Д. в эпоху их самостоятельности является гор.
Искоростень; в позднейшую пору центр этот, по-видимому, переходит в город Bpyчий (Овруч). См.
В.
Б.
Антоновича, "Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян" ("Материалы для археологии России", № 11, СПб., 1893).
2i.SU ©® 2015