2i.SU
Энциклопедия для школьников

Большая детская энциклопедия

Содержание раздела

Энциклопедия для школьников

Брюллов

Брюллов (Карл Павлович), род. в Петербурге 12 дек. 1799 г.

Отдаленные его предки были французы, но отец - немец с французской фамилией Brulleau; который был скульптор резчик и живописец миниатюр. Сын уже с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки в этом искусстве от отца.

Десяти лет, Карл был отдан в Академию художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании; но был слаб в науках, которых преподавание в то время велось в академии. Что же касается искусств, то в этом отношении Б. во все время пребывания в академии считался первым между сверстниками; его наставниками были А.

Иванов (Старший), А.

Егоров и В. Шебуев.

В 1821 г. молодой Б. получил золотую медаль за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского", и вместе с тем право на отправку заграницу на казенный счет.

Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники были отправляемы заграницу лишь спустя три года по окончании ими курса в академии.

Общество поощрения художников пришло на помощь молодому Б., постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его на свой счет заграницу, что и было сделано в 1822 г.

По высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло в Брюллова.

В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни заграницей, обыкновенно в Риме, где и писали свои лучшие картины.

Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Б.

Басин всего прожил заграницею 11 лет, Б. - 13, а Бруни и гораздо более.

Первое время пребывания своего в Италии Б. писал картины из римской жизни; между прочим, он написал две женские поясные фигуры, известные под названием: "Утро и Полдень", и скопировал для петербургской академии художеств "Афинскую школу" Рафаэля.

Лучшее и колоссальное его произведение: "Последний день Помпеи" было написано в промежуток времени 1830 - 33 года по заказу А.

Демидова.

В Италии эта картина произвела фурор и в честь ее был устроен настоящий триумф.

Потом она была выставлена в Париже, где ее приняли, хотя и с меньшим восторгом, но все же с большим одобрением.

Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Б. большую гравюру черной манерой с подправкою резцом.

В Россию эта картина прибыла в 1834 г. и была вознесена художниками и публикой на такую высоту, какой достигали лишь лучшие произведения лучших художников прежнего и нового времени.

Когда в 1836 г.

Б. возвратился в Петербург, совершив из Италии путешествие чрез Грецию, Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда в Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в недрах академии, члены которой устроили ему торжественный обед в той самой зале, где была выставлена его знаменитая картина.

Впоследствии, когда наступила пора преобладания реализма в живописи, критика старалась унизить произведение Б., не находя в нем ни исторических, ни даже характерных черт человеческих страстей, которые бы соответствовали событию; но пора этой второй крайности тоже миновала. "Последний день Помпеи" (в русской школе Эрмитажа), как и "Медный змий" Бруни, составили эпоху в русской живописи.

Картина Б. получила широкую известность и в тех местах, где она никогда не была видана, благодаря прекрасной большой гравюре, о которой было упомянуто выше.

Один петербургский художник писал масляными красками с "Посл. дня Помпеи"в уменьшенном виде много раз и тем существовал несколько лет.

Из других больших произведений Б.: "Распятие", находится в Петропавловской лютеранской церкви в Петербурге. Торс распятого Христа был почти окончен в один день; присутствовавший при этом бывший учитель Б., профессор А.

Егоров, в удивлении от искусства своего ученика, воскликнул: "Карл, ты кистью Бога хвалишь!" В Казанском соборе находится большой запрестольный образ работы Б.: "Взятие Божией Матери на небо", рядом с нею "Покров Божией Матери" - Бруни и "Введение Богородицы во храм" - Васина.

В Сергиевской пустыни (близ Петербурга) "Св. Троица" - Б.

Кроме того, он написал несколько образов для церкви на Аптекарском острове, "Спаситель во гробе" (в домовой церкви гр.

Адлерберга).

Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском соборе, порученные Б. в 1842, а именно - плафон, двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были сочинены и нарисованы Б. в виде картонов, но по причине его болезни были написаны Басиным. Только живопись плафона была начата Б.; эта огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м.), тоже оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь, окруженную св.

Иоанном Крестителем и св.

Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам Императорской фамилии.

По исторической живописи Б., кроме "Последнего дня Помпеи", написал еще "Смерть Инесы де Кастро", и "Осаду Пскова" (оставшуюся только начатою); обе картины находятся в Академии художеств.

Он сделал также эскиз картины: "Нашествие Гензериха на Рим".

Большая часть фигур его исторических картин изображены им в сильном движении и в техническом исполнении видны скорость и решительность.

Б. был сильный колорист и превосходный рисовальщик; в последнем отношении - благодаря своим учителям, профессорам академии, и требовательности отца, заставлявшего его многократно рисовать с античных статуй.

В картинах неисторического содержания отчасти продолжается та же особенность, как напр. в Эндимионе и Диане, также в бытовых итальянских, но в других - покой.

Б. был также замечательным портретистом; из произведений этого рода упомянем про портреты: кн.

А.

Голицына во весь рост (гравирован на стали Ройтом), герцога М.

Лейхтенбергского и собственный портрет художника, писанный им во время болезни, - в особенности последний. Этот портрет был литографирован Тиммом в его русском "Художественном Листке"; но более замечательна гравюра, исполненная резчиком по меди Пожалостиным.

Б. писал не только масляными красками, но был и отличным акварелистом. Сюжеты акварели были жанровые, но Б. иногда унижался и до грубо эротических произведений.

Болезнь заставила Б. в 1849 г. отправиться для лечения на остров Мадеру, где он был одновременно с герц.

М.

Лейхтенбергским.

Пребывание на этом острове восстановило было его силы, но с приездом в Италию, он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852 умер в местечке Марчиано, близ Рима.

Он похоронен на кладбище МонтеТестаччио в Риме.

Б. при жизни имел, конечно, обширнейшие знакомства, особенно в обществе служителей искусства, но особенно близок он был к писателю Н.

Кукольнику, композитору М.

Глинке и актеру В. Самойлову.

В числе учеников Б. некоторые получили впоследствии большую или меньшую известность. Федотов - жанрист-сатирик, ничем не похожий на своего учителя; Петровский, умерший почти в начале своего художественного поприща; Моллер - автор картин "Поцелуй" и "Проповедь Иоанна на острове Патмосе"; Михайлов ("Девушка ставит свечу перед образом"); Капков ("Вдовушка" и "Татьяна, читающая свое письмо к Онегину"), известный выразительностью своих головок, и Шевченко.

Но Б., несмотря на силу своего таланта, не создал школы.

Было упомянуто о портрете Б., писанном им самим; в "Последнем дне Помпеи" он изобразил себя на втором плане в виде художника; в Академии художеств в Петербурге находится гипсовый снимок с бюста Б., работы И.

Витали.

Несмотря на крупную художественную личность Б., его полная биография не написана и точная оценка его значения для русского искусства еще не сделана.

Критич. этюд Стасова о Б. ("Рус.

Вест.", 1861), во многих отношениях для него неблагоприятный, недостаточно определяет его значение.

Однако, надо признать, что результаты художественной деятельности Б. не находятся в соответствии с его большим талантом.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru