Баядерки (от португальск, bailadera, т. е. танцовщица) - так называют европейцы танцовщиц и певиц в Индии.
Они распадаются на два главн. разряда, с многочисленными подразделениями.
К первому классу принадлежат посвященные богам и богослужению, ко второму странствующие танцовщицы.
Первые - девадази, т. е. божьи рабыни подразделяются по степени знатности семейств, из которых происходят, по степени значения божества, которому служат и по большему или меньшему великолепию и значению храма, на два отдела.
К первому разряду принадлежат дочери знатнейших семейств из касты Вайсиев, к которой причисляются богатые земле владельцы и купцы, ко второму - дочери более уважаемых лиц из касты судров, т. е. ремесленников.
В разряд девадази поступают в детском возрасте, причем требуется безукоризненное телосложение и родители должны торжественно отрекаться от как их бы то ни было прав на свою дочь. Только после такого отречения дается надлежащее обучение.
Девадази должны воспевать во время торжественных процессий деяния и победы божества, которому посвящены, исполнять священные танцы, плести венки, которыми украшаются изображения богов и исполнять различные служебные обязанности в храме.
Девадази первого класса живут в стенах храма и не имеют права выходить из своих помещений, без согласия старшего жреца.
Они могут оставаться девственницами всю свою жизнь, но им разрешается избирать любовника как в храме, так и за его пределами, под условием принадлежности его к высшим сословиям. Связь с человеком низшего происхождения строго наказывается.
Дети их, если это девочки, воспитываются для того же ремесла, мальчики делаются музыкантами.
Девадази второго разряда мало отличаются от первых, с тою разницею, что более свободны, так как живут вне пределов храма.
Ежедневно определенное число их по очереди принимает участие в богослужении, но при торжественных процессиях должны присутствовать все.
Они поют и танцуют не только пред изображениями богов, за что получают определенную плату деньгами и рисом, но приглашаются и на другие празднества, свадьбы и увеселения. Существенно отличаются от девадази танцовщицы, которые кочуют по всей стране и приглашаются исключительно на частные празднества или в гостиницы, для увеселения иностранцев.
Их называют: натш, нати, кутани, сутрадари, смотря по роду искусства.
Некоторые живут независимо, по 10 или 12 вместе, кочуют с места на место и делят заработок с сопровождающими их музыкантами.
Другие находятся под наблюдением дайей или старых танцовщиц, которые пользуются всем заработком и уже сами дают пищу и одежду своим подчиненным.
Наконец третьи - совершенные невольницы старых женщин, купивших или принявших их в детском возрасте и затем обучивших ремеслу.
Одежда этих танцовщиц весьма оригинальна. Танцы их скорее могут быть названы пантомимами, объяснение к которым дается в песнях, исполняемых речитативом музыкантами. Содержание песен счастливая или несчастная любовь, ревность, ожидание возлюбленного и т. д.
2i.SU ©® 2015