Багдад (в средние века носил на Западе название Балдах) - главный город одноименного азиатско-турецкого вилайета, который, за выделением из него в новейшее время двух новых самостоятельных вилайетов (Ливас-Моссул и Басра), имеет не более 1200000 жит.
Город находится в средней Мессопотамии, под 33° 20' сев. шир., и расположен по обоим берегам Тигра, причем две трети занимают левый берег реки, носящей там местное название Шат, старый же Б., резиденция калифов и некогда величайший город мусульманского Mиpa, лежит на правом берегу. Через Тигр здесь ведут два, на 17 - 19 понтонах, плашкаутных моста длиною в 200 - 220 м.
Восточный город (на левом берегу) окружен почти совсем обрушившейся стеною, которая в свою очередь обведена глубоким, ныне безводным рвом, западный защищен осыпавшимся теперь земляным валом; турецкое правительство проектировало полное восстановление укреплений.
Лежащая в северо-западн. части восточного города четырехугольная, построенная из кирпича цитадель на половину разрушена и, так как она с двух фронтов тесно окружена городскими домами, лишена всякого значения.
Дома строятся из кирпича, и состоят из подвала и нижнего этажа, крыша которого представляет террасу.
Почти все окна раскрываются в сторону двора, который в домах знатных украшается фонтанами.
Летом, при господствующей там сильной жаре, жители проводят дни в подвальных помещениях (называемых Сердаб), куда не проникает солнечная жара и где сравнительно прохладно, ночью же они спять на террасах (т.е. плоских крышах) домов.
Зимой настолько прохладно, что приходится для отопления жилых помещений прибегать к жаровне (мангал), печей в домах нет.
Население (до 60000) представляет пеструю смесь арабов, турок, курдов, евреев, армян, сирийцев, несториан, многочисленных персов и незначительного количества индусов.
Магометане распадаются на два почти одинаковых лагеря шиитов и суннитов, относящихся враждебно друг к другу.
До 1831 г., когда население значительно сократилось, вследствие чумы и наводнения, число жителей превышало 100000 чел.
Персы ведут здесь под покровительством турецкого правительства обширные торговые обороты.
Евреи (20000) живут в особом участке; они имеют три синагоги и ведут обширную торговлю.
Между зданиями выдаются конак (дворец генерал-губернатора) и английское консульство с прекрасным садом.
При кратковременном управлении Мидхата-паши было много сделано для городских нужд: узкие улицы расширены, более грязные улицы очищены, заложены у реки места для нагрузки и выгрузки товаров, но с его отозванием все приняло прежний вид и даже проект железной дороги в Кербеллу (много посещаемое паломниками место с могилой имама Гуссейна) оставлен.
При калифах Б. был центром образованности и учености. Теперь сохранилось только торговое его значение и основанная в 1233 г. калифом Мустанзиром знаменитая медресе (высшая школа) уже давно обращена в караван сарай.
Но торговые обороты Б., по отношению обширности и безопасности, находятся в сильной зависимости от временных обстоятельств; а именно от отношения правительства в данное время к разбойничьим племенам бедуинов.
Оживление Б. поддерживается тем, что сюда стекаются с религиозной целью на поклонение гробам чтимых мусульманами святых, между которыми находится не только патрон города, шейх Абд-эль-кадер Гилани, но и еврейский пророк Иезекииль.
Открытие Суэсского канала имело важное значение для торгового положения Б., так как для города явилась необходимость переменить свою коммерческую политику, и последствия этого еще не выяснились вполне.
До 1869 г. торговые пути в сношениях Б. с Европой шли исключительно через Аравийскую пустыню и армянское плоскогорье.
Но с тех пор дорога через Персидский и Аравийский заливы приобрела большое значение.
Наконец, когда откроется уже давно проектированная Евфратская жел. дорога, он станет посредником пассажирского движения по направлению на Запад. Роль посредника между Европой и Индией Б. потерял, когда был создан более краткий морской путь в Индостан (через Суэц), но с другой стороны этот же путь сблизил его с Западом.
Б. имеет четыре консульства: английское, французское, персидское и русское и в нем находится главная станция англо-индийских телеграфных линий.
Между Б. и Басрой существует пароходное сообщение, которое продолжается до Кораджи и Бомбея.
Б. с давних пор был главным складочным пунктом араб., инд. и перс. произведений, равно европ. мануфактурных товаров, он снабжал Малую Азию, Сирию и часть Европы инд. товарами, которые доставлялись в Басру, в барках вверх по течению Тигра и караванным путём дальше в Токат, Константинополь, Алеппо, Дамаск и в западные части Персии.
Небольшие обороты делаются также драгоценными камнями.
Красивое зрелище представляют построенные Давидом-пашей, славящиеся на всём Востоке, базары с 1200 магазинов, полных восточными товарами всех сортов.
Главные фабрикаты сафьян красный и желтый, пользующиеся большой славой, шёлковые, бумажные и шерстяные материи, кисея, тафта, ковры и шали.
Город был основан в 763 г. абасидским калифом Альмансаром, который основал здесь свою резиденцию.
В IX веке Гарун-аль-Рашид много содействовал блеску Б., построил там дворец и возвел гробницу для своей любимой жены Собеиды.
В 1258 году город был взят внуком Чингис-хана Гулагу, который умертвил царствующего калифа и уничтожил калифат. Тимур взял город в 1393 г. и прогнал потомков Гулагу.
В начале XVI в.
Б. овладел шах Исмаил, первый регент Персии из дома Софи, и с тех пор город сделался яблоком раздора между персами и турками.
После славной осады город был взят в 1638 г. султаном Мурадом IV, и напрасно шах Надир пытался в XVIII в. вырвать его из рук турок.
Как место действия большей части сказок "Тысячи и одной ночи", Б. пользуется и романтической известностью.
2i.SU ©® 2015