Авраам (первоначально Аврам) - ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа, род. в г. Ур, в северной Месопотамии за 2040 л. д.
Г. X.
Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар.
Имя матери А. в св.
Писании не упоминается, по преданиям же арабским (см. Herbelot I, 64) имя ее было Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91 а) - Аматлея, вероятно Аматсула - древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.
Живя среди языческого Мира, А. первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался.
Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, А., на 75-м году жизни, оставляет родину и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и его потомству, отчего и был прозван А. га-иври, что значить прибывший с той стороны реки откуда и пошло слово еврей. С А. переселились жена его Сара и племянник Лот.
Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в Египте, а впоследствии и у филистимлян, где А. в обеих странах угрожала одинаковая опасность лишиться жены, которая была взята в царский гарем.
Вернувшись из Египта, А. отделился от Лота, по причине ссоры, возникшей между их пастухами; А. поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме. Родственной связи однако ж А. с своим племянником не разорвал и когда на Содом напали неприятели, разграбили и увезли в плен жителей, в том числе и Лота, то А., узнав об этом, немедленно вооружил своих рабов, числом 818 человек. погнался за грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего, но и других содомлян с их добром, причем выказал величайшее бескорыстие, отказавшись взять что либо у царя Содомского, предлагавшего ему всю добычу. - Брак А. с Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари у А. был сын Измаил.
Лишь на старости, когда Саре было 90, а А. 100 л., у них родился сын Исаак, который и должен был быть прямым наследником А. и продолжать род евр. племени. Союз об этом Бог заключил с А. еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания, причем имя его Аврам было удлинено в Авраам. Чтобы испытать силу веры А., к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории.
А., не колеблясь, повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и А. занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг А. служит у евреев бесконечной темой воспоминаний в их молитвах, а в прежние века изображение жертвования Исаака было и в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников. - Вскоре после события с Исааком умерла Сара, 127 лет.
А. женился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей.
Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется самою Библиею (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама, как "отца множества племен". - А. умер 175 л. от роду (в 1865 г. до Р. X.) и был погребен сыновьями его Исааком и Измаилом в Хевроне, в пещере Махпелу, купленную им при смерти Сары, как семейную усыпальницу.
Мохаммедане построили над этою пещерою мечеть и оберегают ее, как одну из величайших святынь.
Многое из передаваемого об А. в библейском рассказе может быть легендарным и неисторическим, но великий образ этого патриарх имел всегда, как в Ветхом так и в Новом завете, высокое значение как прототип наивысшего благочестия и праведности.
Как у евреев и мохаммедан, так и у отцов христиан. церкви сохранились об А. разные предания.
По этим преданиям А. занимался естественными науками, знал астрономию, химию и др. знания, которые он унаследовал на своей родине от Халдеев и впоследствии распространял среди Финикиян и даже Египтян (Phil. opp. II, 13; Ioseph Flav. Antt. l, 8, 2).
Некоторые считают А. изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений (Isidor Orig. I, 3); другие приписывают ему даже сочинение некоторых книг (Epiph. haer. 39, 5; Origen Horn. in Luc. 35); евр. источники (Козари р.
Иегуда Галеви, 4, 25) приписывают ему книгу Иециру (космогония).
Арабы утверждают, что А. был в Мекке и основал там вм. с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и евр. предание. См. подробности о всех легендах об А. в кн.
Беера "Leben Abrahams".
Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов.
Одни критики отожествляют А. с Брамою, другие с Зороастром, еще другие, наподобие древнего Филона александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлеченных понятий.
2i.SU ©® 2015