Ангел (греч. слово, означающее-посланник, вестник)-употребляется в Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям-пророкам, священникам и епископам церквей, и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когда они являются вестниками гнева Божия.
Но в собственном и тесном смысле это слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшие человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления.
Вся история народа Божия совершается при служении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам и праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Тис.
Навину, Давиду, а также Лоту, и друг.
В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви: возвещают и славят рождение Спасителя, служат Ему после искушения в пустыне, возвещают Его воскресение и вознесение, являются апостолам, имеют быть участниками будущего Суда и проч.
Об А. говорит в своих речах Спаситель, о них пишут в своих писаниях апостолы. См.
Верховского, "Библейск. Словарь", 1871 г.; П. Солярского- "Опыт Библ. Словаря" 1879 г. Церковь приняла ветхозаветные понятия об А, особенно развития в книгах времен плена Вавилонского и преимущественно пророческих, и при свете новозаветных писаний выработала такое учение об А.
Они существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и бестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянное бытие.
Для А. не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи.
Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены: не смотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи; не смотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям.
Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять в добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи.
Они предстоят перед лицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством.
А. неисчислимое множество; в этом несметном воинстве небесном имеются разные достоинства и степени совершенства.
На основать Ветхозав. и Новозав. писаний установлено разделение А. на три иерархии, с подразделением каждой из них на три лика.
Высшая Иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы. Средняя Иерархия: Господства, Силы, Власти.
Низшая иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая классификация полнее всего изложена Дионисием Ареопагитом в сочинении "Небесная иерархия".
Какое значение степеней ангельских Иерархий неизвестно.
Но собор Константинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природе и силам все сотворены равными.
Отчасти по библейским сказаниям известны имена ангелов: Михаил-(кто как Бог), Гавриил - (муж божий), Рафаил - (помощь, исцеление божие), Уриил - (огонь и свет божий), Салафиил - (молитва к Богу), Ифремиил - (высота божия).
Вероятно, чтобы дополнить семеричное число, сюда же причисляются имена А., не упоминаемых в Библии: Иегудиил - (хвала божия) и Варахиил - (благословение божие). Церковное учение об А. см.
Макарий, митр.
Москов., "Догматическое Богословие" и Филарет, архиепископ Черниг., "Правосл. догматич. богословие" (1882, 151-182 стр.). Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработки в древней церкви, как другие догматы.
Впрочем на мало рассуждали относительно двух пунктов, именно: о времени сотворения А. и о том, считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирное тело.
Почитание А. было в практике церковной с раннего времени и окончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787 г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику.
Западные богословы схоластики потратили не мало труда над обработкою учения об А. и написали не мало трактатов с самыми неожиданными вопросами и затейливыми ответами. Таков напр. специальный трактат Суареса.
Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостей можно найти и у наших ученых Могилянской академии.
Протестантская догматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, за исключением схоластических измышлений.
Новая критика подвергает сомнению ученье об А., отчасти с общей философской точки зрения (натуралистической или пантеистической), а отчасти на основании библейского текста.
Действительно в Пятикнижии, и отчасти в других книгах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет достаточной ясности. Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 - 13), или видевший А. называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, то сливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.; Чис. XX, 16.; Быт. XIX, 15-24).
Опираясь на такую неопределенность, одни видят в учении об А. остаток прежней языческой космогонии евреев.
Но если бы было так, возражают последние, учение с течением времени должно было теряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учете об А. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется.
Другие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в более определенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признают его не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников.
Но, принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена Вавилонского, на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский плен и знакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно, имели некоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значение только внешнее.
Они возбуждали к частному раскрытию этого учения параллельно, или в сопоставлении чуждой религии.
Но развитие ангелологии зависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших уже понятий.
Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы, нераздельных от него и тождественных с ним.
Но этому противоречат многие места, говорящие об А., как личностях самостоятельных и отдельных от Иеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят и нисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12, 13). Тис.
Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии, обыкновенно, назывались воинством Иеговы.
Есть взгляд, по которому А. ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божие могущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словом личная форма выражения безличных действий.
Правда, в поэтических книгах Библии выражается иногда олицетворение явлений природы, как орудий божественного могущества.
Но места, говорящие об А., резко отличаются от таких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления природы, духовные существа, а не физические силы.
Некоторая неопределенность библейского учения об А. объясняется своеобразным, сравнительно с другими религиозными представлениями, взглядом Библии да отношение. ангелов в Богу и к людям.
А. в верованиях еврейского народа и в культе его не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и не полубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы.
О них человек знает настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать Божественное повеление.
Они предполагаются известными, и потому на первых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. без упоминания об их происхождении и определения их природы.
Посланный говорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится, как о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. - Ср.
Епископ Хрисане, "Религии древн. мира" (1878, т. 111, 121-142 стр.); Герцог и Плит, "Реаl Encyklopedie" (1879, т. II, под ел. "Engel").Эд. Рим, "Handworterbucb d. bibl. Alterthums", (1884. т. 1, под сл. "Engel").
Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх.
Зав.: на Кивоте Завета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом два больших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемое Ковчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги у них с ступнями тельца и блестящими, как медь; с лицом человеческим соединялись с правой стороны лице льва, а с левой - тельца и орла; 2-мя крылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. 1, 1-28).
Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, но все-таки символика обильная.
Древнее христианское искусство в изображении А. держалось особенной простоты.
Принятое теперь изображение А. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но без тела, тогда не было известным.
Древнее искусство изображало А. в виде зрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем.
В первые столетия А. изображались обыкновенными людьми.
Об этом мы знаем от церковных писателей и из дошедших до нас памятников искусства.
На фреске Благовещения II века арханг.
Гавриил изображен в украшенной тунике с орарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии.
В древнем изображении трех отроков в пещи на А. такое же одеяние, как и на отроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображении ангелов отличается от языческого в его изображении гениев Если и встречаются между древними христианскими памятниками языческие изображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV века является в христианском искусстве весьма слабое желание отличить изображения А.
В отличие от людей А. придают сияние и крылья.
Даже в V в. не определилась еще эта форма изображения, и А. изображаются или с сиянием или только с крыльями.
Потом (с VI в.) начинается изображение А. в виде странника, с посохом в руках. С VIII в. уже изображают А. с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами.
Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархического положения - по иерархии Дионисия Ареопагита - древняя церковь совсем не знала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству.
2i.SU ©® 2015