Алмаз - первый между драгоценными камнями; греки называли его непобедимым (долго, еще в средние века, держалось поверие, что алмаз растворяется в свежей козлиной крови) adamaV, откуда и происходит его название: Diamant.
Алмаз кристаллизуется в правильной системе, являясь в виде октаэдров, гранатоэдров, сорокавосьмигранников и других полногранных форм.
Некоторые октаэдры представляют двойники прорастания из двух одинаково развитых тетраэдров и на этом основании принимают, что алмаз вообще кристаллизуется в тетраэдрическом гемиэдрическом отделении правильной системы.
Плоскости и ребра алмаза часто закруглены и самые кристаллы приближаются к шаровидной форме.
Кроме хорошо образованных кристаллов, встречаются и радиально-лучистые шары - так называемый "борт".
Округлые кристаллические неделимые или агрегаты черного алмаза носят название "карбоната" и при сгорании оставляют до 2% золы.
Алмаз обладает высшей твердостью=10, совершенной спайностью по плоскости октаэдра и раковистым изломом; он хрупок, вопреки мнению древних, которые думали, что скорее молот разлетится вдребезги, чем разобьется алмаз. Чрезвычайно сильный блеск (так наз. алмазный блеск), игра цветов, происходящая от сильного лучепреломления (показатель преломления=2,42) и светорассеяния, вместе с твердостью служат хорошими отличительными признаками алмаза.
В хороших чистых экземплярах алмаз совершенно бесцветен и водянисто-прозрачен; но попадаются также и окрашенные - белые, серые, бурые, даже зеленые, желтые, красные, синие и черные разности.
При исследовании в поляризованном свете обнаруживается иногда оптическая аномалия - несвойственное кристаллам правильной системы двойное лучепреломление; она объясняется внутренними натяжениями в кристалле. Указания на нахождение в некоторых алмазах органических тканей основано, по-видимому, на смешении с минеральными ветвистыми дендритами.
В других кристаллах найдены несомненные микроскопические включения рутила, железного колчедана, пластинки железного блеска, ильменита. Удельный вес колеблется между 3,5 и 3,6.
По химическому составу алмаз существенно отличается от всех прочих драгоценных камнейтем, что не состоит, подобно им, из силикатов или окислов, а представляет чистый углерод.
При сильном накаливании при доступе кислорода алмаз сгорает без остатка и образует при этом чистую угольную кислоту; последнее было открыто Лавуазье после того, как еще в 1649 г. флорентийские академики, по предложению Космуса III, впервые улетучили алмазы в большом "чирнгаузенском" зажигательном зеркале.
Густав Розе нашел, что алмаз, будучи сильно нагрет без доступа воздуха, переходит в другую разновидность углерода - в графит.
Алмаз встречается главным образом во вторичных месторождениях с обломками или гальками различных минералов и горных пород - в наносах, речных песках, а также и в коренных месторождениях.
Алмаз сопровождают различные другие драгоценные камни, каковы: топаз, хризоберилл, турмалин, гранат, гиацинт, а также самородное золото и платина.
Прежде других стали известны месторождения в Ост-Индии, на востоке Декканского плоскогорья; эти месторождения уже очень сильно истощены.
В 1727 были открыты богатейшие месторождения Бразилии, особенно в провинции Минас-Гераэс, у Теюке или Диамантины, также у Ла-Хапады в провинции Бахии.
В Бразилии алмаз встречается в россыпях, но кроме того, в виде вкраплений в так называемом "каскальо" - особом кварцевом конгломерате с железистым цементом, а также в другом коренном месторождении в тонко-сланцеватом гибком слюдяном песчанике, называемом "итаколумитом".
В Индии в последнее время найдены у Мадраса алмазы даже в граните.
Кроме того, алмазы найдены в Австралии, Калифорнии, Мексике, Северной Каролине и Георгии, на Борнео и Суматре и на Урале у Крестовоздвиженских золотых промыслов (с 1829 г.). С 1867 г. стали известны богатые месторождения Южной Африки - "Капские" алмазы.
В Трансваале (особ. Griqualand) и во многих местах до Лимпопо где находятся алмазы весом до 288 карат; алмазы встречаются здесь в россыпях, в конгломератах и брекгиях, состоящих из серпентина, а также оливина, бронзита; коренной породой считают здесь богатую оливином диабазовую породу.
Наконец, есть несколько указаний на нахождение алмазов в метеоритах.
Общий вес всех алмазов, находящихся в обращении, определяется прибл. в 100 центнеров; эту цифру, вероятно, следует увеличить, если принять во внимание, что в одних африканских копях добыто уже свыше 38 миллионов каратов (ок. 465 пудов).
В 1456 г.
Луи фон Бергем (Louis von Berguem) из Брюгге изобрел искусство шлифования и гранения алмазов, что теперь производится почти исключительно в Амстердаме.
Алмазы шлифуют, придавая им форму бриллиантов (два тупых конуса, сложенных основаниями), причем часто пользуются октаэдрической спайностью; число одинаковых фасеток 4 или кратное 4-х; то их шлифуют в виде розы или розетки (плоское основание с рядами треугольных пришлифованных плоскостей - преобладает число 6), то придают им таблитчатую форму и т. д.
Дороже всего ценятся бриллианты.
Самые большие, а потому и очень редкие бриллианты ценятся необычайно дорого и считаются историческими достопримечательностями; таковы: Великий Могул, Орлов, Регент, Флорентинский, Звезда Юга, Кохинур, Шах, Санси, Полярная Звезда. Так называемый Орлов (1943/4 карата) украшает вершину русского скипетра; он имеет форму богатой гранями розы и происходить из Индии, где он служил глазом одной из статуй Брамы.
Он попал к персидскому шаху Надиру, после умерщвления которого был похищен французским гренадером и после многих странствовали был приобретен графом Орловым для императрицы Екатерины II, в 1794 г. за сумму в 450000 рублей, ежегодную пенсию в 4000 р. и дворянскую грамоту.
Кохинур также происходить из Индии, где и сейчас сокровища князей и храмов состоят главным образом из алмазов и драгоценных камней; он принадлежал Латорскому Радже, откуда в 1850 г. стал добычей английского войска, а теперь находится у королевы Англии, Виктории; после шлифовки в Амстердаме его вес с 280 кар. уменьшился до 1061/16 кар. Самый большой из бразильских алмазов Звезда Юга весом первоначально 2471/2 кар., а после шлифовки весит лишь 125 кар. Регент, называемый также Питтом, был в 1702 году найден у Голконды в Ост-Индии рабом, который ранил себя в голову, чтобы скрыть его под повязкой, раб был потоплен матросом, которому он доверил свою тайну.
Алмаз похищен этим последним и продан за 1000 фунтов стерлингов губернатору Питту, который в свою очередь продал его за 33/4 миллиона франков герцогу Орлеанскому.
Во времена республики он был похищен вместе с остальными коронными алмазами, затем снова найден и попал к Наполеону I украшением его шпаги.
В битве при Ватерлоо Регент попал в прусские коронные сокровища, где находится и по настоящее время.
Первоначально он весил 410 кар., теперь - 1363/4.
Великий Могул весит 279 кар.; величайший из существующих алмазов принадлежит Маттанскому Радже на Борнео и весит 363 карата.
Красивый Санси, весящий лишь 531/2, карата, имеет грушевидную форму и самой чистой воды.
Его судьба в высшей степени интересна; происходя из Индии, он в Европе стал достоянием Карла Смелого Бургундского, погибшего в битве при Нанси; алмаз был здесь найден швейцарским солдатом и продан за гульден какому то духовному лицу.
В 1489 г. алмаз попал к португальскому королю Антону, который, нуждаясь в деньгах, продал его за 100000 франков французу, от которого он и попал к ЛеСанси.
Когда Санси отправился посланником в Солотурн, король Генрих III приказал ему послать, в виде залога алмаз. Слуга, который вез алмаз, в дороге сделался жертвой нападения и был убит, но успел проглотить алмаз; Санси велел вскрыть труп и нашел алмаз в желудке слуги.
Впоследствии алмаз Санси находился у короля английского Якова II, у Людовика XIV, у Людовика XV.
В 1835 г. он был куплен обер-егермейстром князем Павлом Демидовым за 1/2 мил. рублей для русского Императора. Флорентийский алмаз, иначе Великий Герцог Тосканский, находится у австрийского императора; Карл Смелый Бургундский потерял его в 1475 г. в битве при Грансот; он был найден швейцарцем и за гульден продан какому-то духовному лицу, которое уступило его за три франка в Берне.
Впоследствии он попал к миланскому регенту Людовику Сфорце, затем к папе Юлию II и, наконец, в Вену.
Из цветочных алмазов знаменит синий цвета сапфира алмаз Hope, находящийся у семейства Hope в Амстердаме, и зеленый алмаз в зеленой галлерее (grunes Gewolbe), в Дрездене. С тех пор как были открыты африканские копи, алмазы, весящие после шлифования более 75 каратов, перестали быт редкостью.
Виктория, Грет-Уайт (Greatwhite) или Королевский алмаз происходит, как полагают, из Южной Африки.
В настоящее время это второй по величине бриллиант в мире; первоначально камень весил 4571/2 каратов, вес после шлифования 180 каратов, стоимость около 1000000 руб.
Наконец, 28 марта 1888 года в южно-африканской копи Де-Беера был найден октаэдрический кристалл алмаза, весящий 4281/2 каратов; цвет его не вполне белый, но с слабым желтоватым оттенком, как почти все африканские (капские) алмазы Принимая во внимание форму кристалла, полагают, что из него можно вышлифовать бриллиант весом в 200 каратов, который был бы величайшим в мире.
Относительно оценки алмазов существует еще много разногласий; можно однако же принять за среднюю стоимость одного карата (карат - единица веса для драгоценных камней; величина его несколько изменчива и колеблется в пределах от 197 - 206 миллиграмм, в среднем 41/2 доли золотника) необделанного алмаза, годного для шлифования, - 10 - 25 рублей, а одного карата отшлифованного алмаза, - бриллианта - 80 - 135 рублей.
Для определения ценности больших камней установлено такое правило, что стоимость одного карата множат на квадрат числа каратов; так, алмаз в 2 - 3 - 4 - 10 каратов стоит в 4 - 9 - 16 - 100 раз больше алмаза того же достоинства весом в 1 карат За пределами 20 каратов определяемая таким путем ценность становится однако же более или менее воображаемой, не реальной, так как находится слишком мало покупателей таких больших и дорогих камней.
Подделкой алмазов являются так называемые полубриллианты, у которых к верхней настоящей половине приклеен мастикой в виде нижней части другой камень. Слабо прокаленные сапфиры, гиацинты, топазы нередко выдаются за алмазы; но два последних камня тяжелее алмаза, а топаз, кроме того, при нагревании электризуется, чего не наблюдают у алмазов.
Горный хрусталь и подделки из страсса (свинцовое стекло с сильным светорассеянием и большим показателем преломления) значительно легче алмаза, менее тверды и блестящи.
Лучшим отличительным признаком алмазов служит все-таки их твердость; алмаз не чертится и не шлифуется ни наждаком, ни каким-либо другим телом, кроме своего собственного порошка. Царапины, пятна, вообще недостатки алмазов легко распознаются при погружении кристаллов в жидкий сероуглерод, калиево масло, вообще жидкости, показатель преломления которых очень близок к алмазу.
Алмаз, как известно, по составу представляет чистый углерод; искусственное приготовление алмазов кажется как будто, вследствие этого, довольно простым: стоит лишь перевести аморфный углерод, столь распространенный в природе, в кристаллическую форму правильной системы.
Все попытки этого рода не привели однако же еще к практическим результатам.
Правда, Депретцу (Despretz) в Париже удалось в 1853 году, действуя электрическим током на сахарный. уголь в безвоздушном пространстве, получить в продуктах воронки мельчайшие октаэдрические кристаллы со всеми признаками алмазов; но это были лишь микроскопические кристаллики и их приготовление потребовало больше месяца работы.
Несколько лучших результатов, хотя тоже неприменимых на практике, достиг, по-видимому, в последнее время Баллантин Ханней (Ballantyne Hannay) в Глазгове.
Во времена Ренессанса алмазу делали оправы из золота и, как сообщает в своем "Trattato" Бенвенуто Челлини, окружали его черной фольгой, чтобы придать больше огня. Теперь оправы делают из серебра и притом ажурные, так как алмаз сам по себе отличается чистейшей "водой" и игрой цветов, золото же всегда придает ему легкий желтоватый оттенок, как бы он ни казался незаметным. Современное ювелирное искусство впадает в ошибку другого рода, группируя алмазы в виде цветов, букетов и т. п. невыгодные комбинации; так напр., в розе один лепесток закрывает другой, а это уже потому невыгодно, что лучи до известной степени уничтожаются и вместо яркого огня получается лишь неровное, неопределенное мерцание. Рационально и в художественном отношении верно располагать алмазы в звездообразные или тому подобные фигуры, сообразуясь с естественною природой алмаза, с характером его огненных лучей.
Алмаз шлифуется алмазным же порошком; для шлифования преимущественно употребляется борт.
Карбонат, показывающийся иногда кусками величиною с кулак, служит для шлифования и бурения твердых горных пород (алмазный бур).
2i.SU ©® 2015