2i.SU
Энциклопедия для школьников

Большая детская энциклопедия

Содержание раздела

Энциклопедия для школьников

Адам и Ева

Адам и Ева - прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски - человек, Ева - Haviva - земля, как мать всего живущего).

В 1-й Моисеевой книге мы встречаем два указания на сотворение человека.

Первое говорит, что Бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию (1, 26 - 30).

Второе, что Бог создал сперва одного человека (по евр. - aclam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, где находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла.

Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего А. (см. гл. 2 - 3).

Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых людей из рая от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5).

По еврейскому сказанию А. покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зендавесты у Персов.

Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу.

В саду Эдем растет древо жизни - Нот, плоды которого дают бессмертие.

Мстительный Ариман, в образе змия, является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души.

По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

В Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня.

Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился А.

В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей и они были сброшены на землю.

Бог сжалился над раскаявшимся А. и послал архангела Гаврила научить его заповедям Божьим, на том самом месте, где позднее был воздвигнут храм в Мекке.

А. свято исполнял заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену.

А. похоронен на г.

Абукаи, около Мекки.

Позднейшие сказания иудеев и мохаммедан собраны Эйзенменгером ("Entdecktes Judentbum, Франкф., 1700 г.) и Гербелотом ("Bibliotheque orientale").

В новой священной истории, как и в древнем Моисеевом сказании, первый человек А. является виновником греха и смерти (Рим. 5, 14), ему противопост. Христос, второй А., виновник жизни и бессмертия.

В толковательной системе христианских гностиков и манихеев и в откровении мандеев А. считается первым безгрешным существом в Мире духов.

В средние века А. и Е. часто изображали на произвед. искусства. Эти фигуры встречались на серебряных и цинковых купелях XIV и XV стол., в преддвериях готических церквей; фигуры изображались опоясанными листьями смоковницы, подле древа познания добра и зла; внутри же одной церкви Е. изображена за прялкой с ребенком, а А. - за плугом.

В средние века история первых людей служила темой для мистерий, напр. во Франции.

К древней христианской литературе относятся так называемые Адамовы книги, из них наиболее известны эфиопские (по нем.

Дильман, Гёттинг., 1853 г.).

Здесь фантастично обрисована жизнь первых людей, с примесью догматических взглядов на первобытное состояние, на грехопадение и искупление, на котором построена дальнейшая история людей, до смерти Ноя; потом уже идет в хронологическом порядке до Р. Хр.

Как евреи, так и персы, можно полагать, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассирийско-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях: составленных за 2000 лет до Р. Х., т.о. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии.

На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...".

Здесь очевидно речь идет о сотворении первого человека и ассирийское предание таким образом согласуется с приведенною нами первою редакцией библейского сказания.

Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея.

Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами.

Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй - изгнание из рая и охранение его херувимами.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru