Он древний, как мир, этот спорт. Плавать под парусами люди научились с незапамятных времен. В долбленных челнах или на плотах переправлялись они не только через реки и озера, но и через моря. О соревнованиях парусников еще 2 тыс. лет назад рассказывал древнеримский поэт Вергилий в своей поэме «Энеида».
Под парусом.
Основателем парусного спорта в России был Петр I. Невская флотилия, созданная им в 1718 г. в Санкт-Петербурге, была первым яхт-клубом в мире.
...Каждый год летом от причалов Ульяновского речного порта отходит флотилия парусных яхт. Взяв старт, она плывет до Казани и обратно. Этот путь занимает около трех суток непрерывного плавания (общее расстояние — 456 км).
Таков маршрут всесоюзной гонки крейсерских (больших по длине, с несколькими парусами и экипажем в 6—7 человек) яхт.
Но парусный спорт — это и кругосветные одиночные путешествия. В наши дни их организует воскресная лондонская газета «Санди тайме». По целому году и больше находятся в открытом море и океане участники таких соревнований. Захватив с собой запасы питьевой воды и продовольствия, они без чьей-либо помощи ведут борьбу с бурными ветрами, громадными волнами, стремительными течениями. Первым совершил такое плавание в конце 60-х годов XX в. англичанин Фрэнсис Чичестер, которому было тогда 65 лет. Почти 250 дней находился он в пути. Потом пришла очередь его соотечественника Алека Роуза. Но если они заходили в порты пополнять запасы воды, продовольствия и для ремонта лодки, то их земляк Робин Нокс-Джонстон в одиночку совершил кругосветное путешествие без единой остановки. Нокс-Джонстон плыл 313 дней («ремонтируясь» на ходу).
Основной вид парусных соревнований — классные гонки. Их называют так потому, что участники выступают на лодках одного и того же класса, имеющих одинаковые размеры.
Обычные яхты — красивые, обтекаемой формы суда из дерева или пластмасс, с несколькими парусами. На каждой яхте — руль. Экипаж яхты состоит из одного, двух или трех человек, в зависимости от класса яхты.
Классов яхт много: олимпийское же первенство разыгрывается лишь в шести. Это «Солинг», «Летучий голландец», «Темнеет», «Финн», «470 Динги» и катамаран «Торнадо». Пять первых — обычные яхты, катамаран — лодка с двумя корпусами.
Яхты бывают двух основных типов — килевые и швертботы. Киль или шверт — продольный гребень по всей длине судна, по форме напоминающий рыбий плавник. Если он постоянно в воде, яхта килевая ; если он выдвижной — швертбот. А выдвигают шверт при боковом ветре, чтобы лодку не сносило в сторону. Если же ветер попутный, шверт убирается через специальную прорезь в днище корпуса.
Классные соревнования могут состоять из одной гонки или серии гонок. В последнем случае они проводятся несколько дней подряд на дистанциях в несколько километров, размеченных на воде цветными буями.
Парусным спортом можно заниматься с самых юных лет, а в 13—14 лет — получить звание не только матроса, но и рулевого (это самый ответственный пост на яхте) и даже стать победителем в соревнованиях на лодках подростковых классов, таких, например, как «Оптимист» и «Кадет». «Оптимист» предназначен для ребят не старше 15 лет, это самый маленький в мире швертбот. Его длина — около 2 м, ширина — около 1 м, площадь паруса — всего 3 м2. Изготовляются яхты из фанеры и пластика на верфях спортивного судостроения; оттуда детали лодки рассылаются по стране в специальных пакетах. Из готовых деталей легко собрать яхту. А самим осваивать азы парусного спорта можно на любом озере, пруду или реке.
И еще добавим, что на яхтах не только соревнуются, но и просто катаются, отдыхают.
2i.SU ©® 2015