2i.SU
Человек

Человек

Содержание раздела

«Мое» и «наше»

Когда краснокрылый самолет, закончив беспримерный беспосадочный перелет над полярными льдами, приземлился в Америке, Валерия Чкалова и его друзей окружили корреспонденты. Кто-то из них спросил:

— Скажите, мистер Чкалов, вы богаты?
— Очень, — ответил Валерий Павлович. — У меня 170 миллионов...
— 170?! — удивился американец. — Но чего... рублей, долларов?
— Людей, — сказал Чкалов. — Советских людей, которые работают на меня так же, как и я работаю на них!

Все за одного, один за всех. Так должно быть в каждом классе.

На следующий день газеты Соединенных Штатов поместили сообщение об этом диалоге под заголовком «Русские умеют шутить».

Боевая слава отцов дороги подрастающему поколению.

...Заокеанский журналист не понял, насколько серьезно говорил с ним прославленный летчик. Да и мог ли он это понять?

Даже поговорки, уцелевшие от старых времен, расскажут тебе, на какое беспросветное одиночество обречен человек в мире капитализма: «Мой дом — моя крепость», «Своя рубашка ближе к телу», «Или всех грызи, или лежи в грязи»...

Все разные, все веселые, все дружные это и есть коллектив.

В нашей стране личные интересы человека тесно переплетаются с интересами общественными: и ты, и я, и все мы хотим жить лучше, содержательнее, зажиточнее — и государство наше стремится к тому, чтобы материальный и культурный уровень жизни советских людей неуклонно возрастал. В этом единстве личного и общественного — основа коллективизма, ставшего нравственной нормой социалистического общества.

Сила каждого из нас — в неразрывной связи с коллективом.

Плохо человеку,
когда он один, горе одному,
один не воин,

А для того, кто живет в коллективе, нет непреодолимых трудностей и безвыходных положений, «чувство локтя», чувство коллективизма побуждает людей приходить на помощь товарищу, попавшему в беду.

Как стать настоящим коллективистом? На этот вопрос нелегко ответить. Давай поэтому побеседуем не о литературных героях, а о тебе и твоих одноклассниках.

— Лена, у тебя нет лишней тетради?
— Н-нет...
— Завтра собрание, Леночка, помоги выпустить «Молнию»!
— Мне некогда.
— Лена, дай почитать «Аэлиту»!
— А ты мне что за это дашь?

С Леной придется изрядно поработать всему классу, пока она научится говорить не «мое», а «наше». А вот история с тремя концами.

— Кто разбил стекло?

Ты знаешь, кто разбил, и остальные учащиеся тоже знают. «Сказать или промолчать?» Стекла, конечно, бить нельзя, но ведь и товарища подводить неудобно... «Не скажу!» А виновник всех этих переживаний радуется: его «не выдали». Завтра он снова набедокурит, но в его новом проступке уже будет доля и твоей вины... Это печальный конец.

— Кто разбил стекло?

Ты знаешь кто. Ты ждешь, что вот сейчас он встанет. Но нет — не встает, сидит, лихо поглядывая на ребят. И тогда ты решаешься: «Скажу!»

— Что же ты, Колька, молчишь? Ведь это ты разбил!..

Они защищали Москву. Вечно будут жить в наших сердцах герои, отдавшие жизнь в боях за Родину. «Подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев». Художник Л. Мочальский.

Такой конец гораздо лучше первого: Колька ясно почувствует, что товарищи не дадут ему озорничать.

— Кто разбил стекло?

Поднимается сам Колька, огорченный, красный от стыда:

— Я разбил...

Это самый хороший конец.

Покрывая чужой проступок или скрывая свой, человек вступает в сделку с собственной совестью. Такое молчание не доблесть, оно лишь удобная форма лжи; коллективист же всегда честен: и на людях, и наедине с собой.

Но случается и так:

— Ты сделал физику? Дай я перепишу!

— Не дам.

И ты горд: вот какой я честный... Но лодырь не унимается: он пристает к твоему соседу, и тот — добрая душа — лезет за тетрадью. «Вмешаться!.. А стоит? Ведь не у меня списывают...»

А вот в классе, где училась Зоя Космодемьянская, никто не давал списывать: Зоя не позволяла! Вначале ей пришлось воевать чуть ли не со всем классом, но впоследствии товарищи лишь благодарили ее за это.

Воспитывая в себе честность и принципиальность — необходимые коллективисту качества, не забывай, что они неотделимы от дисциплины. Мы говорим не только о поведении на уроках и переменах — речь идет о повседневной дисциплинированности, основанной на сознательном отношении к своим обязанностям.

Будь принципиальным до конца: умей остановить расшалившихся товарищей, поднять голос против шпаргалок и подсказок, но умей и подчинять свои личные интересы коренным интересам коллектива.

Согласиться быть отрядным вожатым в четвертом классе или отказаться, сославшись на занятость в спортшколе? Бросить драмкружок, раз главная роль досталась другому, или добросовестно выучить «неинтересную» роль? Голосовать за проведение воскресника по сбору металлолома или протестовать, поскольку ты хотел в воскресенье отправиться в театр?.. Если в решении этих и сотен подобных им вопросов у тебя на первом месте всегда окажется «наше», — значит, ты стал дисциплинированным человеком.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru