Только что мы говорили, что способности человека не зависят от его темперамента. Но что такое сами способности? От чего они зависят, чем определяются? Эти вопросы, пожалуй, самые трудные и сложные в психологии, и ответы на них даны еще далеко не полностью. В общем виде можно сказать, что способности — это те особенности психики человека, от которых зависит успешное, творческое выполнение какой-нибудь деятельности. Обычно, когда говорят о способностях или одаренности, то прежде всего почему-то имеют в виду так называемую художественную одаренность, т. е. способности к музыке, танцам, рисованию, к поэтическому, актерскому творчеству и т. д. Действительно, для каждого из этих видов художественного творчества нужны особые способности. Например, для успешного творческого занятия изобразительным искусством необходимы чувство пропорции, композиции, чувство колорита и светотени, образная и цветовая память, особые качества двигательного аппарата руки. Чтобы стать хорошим музыкантом, человек должен прежде всего обладать чувством ритма, музыкальной памятью, способностью определять завершенность или незавершенность музыкальной мелодии — обладать так называемым ладовым чувством.
Пожалуй, иные так слушают музыку. А для него сложные математические задачи звучат почти как музыка.
Следовательно, для музыкального творчества требуются совсем иные качества, чем для изобразительного. Это относится и к другим видам художественной деятельности.
Для успешного творческого занятия изобразительным искусством необходимы чувство пропорции, композиции, образная и цветовая память, особые качества двигательного аппарата руки.
Но одаренность проявляется не только в художественной сфере. Мы знаем способных математиков, философов, талантливых химиков. Естественно, что для научного открытия, скажем, в области физики требуются совсем иные качества, чем те, какими обладает, например, поэт. В таких случаях принято говорить об интеллектуальных способностях или об умственной одаренности, о способности к оригинальному ходу мысли, к научному анализу фактов и их творческому обобщению, к формированию новых идей и гипотез.
Этот школьник увлекается техническим творчеством. Он планерист.
И наконец, бывает одаренность также и в сфере физических движений. В самом деле, разве спортсмен, преодолевающий высоту больше собственного роста, не талантлив? Разве не демонстрирует выдающиеся способности стрелок, выбивающий 398 очков из 400 возможных? В этих и подобных случаях тоже необходимы особые качества, такие, как сверхточная координация движений, высокоразвитое кинестетическое чувство, т. е. способность ощущать тончайшие движения мышц, и многие другие.
Для успешной деятельности в любой области человеку требуются способности самого различного характера. Например, чтобы стать хорошим летчиком, нужно обладать и быстрой реакцией, и развитым чувством времени, и точной координацией движений, и способностью делать мгновенные обобщения и безошибочные выводы. Здесь переплетаются интеллектуальные и двигательные способности. А чтобы достичь мастерства в скульптуре, нужно сочетание ряда художественных и некоторых двигательных способностей.
Возникает вопрос: а возможны ли сочетания разнородных способностей в одном человеке, встречаются ли разносторонне одаренные люди? Из истории мы знаем примеры подобных сочетаний. Достаточно вспомнить М. В. Ломоносова и Леонардо да Винчи, с равным блеском выступавших в самых различных областях науки и искусства, или древнегреческого математика и философа Пифагора, побеждавшего на Олимпийских играх. Конечно, сейчас требования к результатам в различных видах деятельности неизмеримо выше, чем столетия назад, но в принципе вполне возможно, чтобы у одного и того же человека были развиты и доведены до известного совершенства самые разнообразные способности, разумеется, при условии усиленной работы над собой.
От чего же зависит успешное развитие способностей? Определяется ли оно только природными данными, как говорят, задатками человека? Или, может быть, для развития способностей имеют значение какие-нибудь другие обстоятельства? На эти вопросы современная наука отвечает так. Конечно, от задатков, от тонких черт организации нервной системы и в особенности головного мозга зависит многое. Но способности никогда не могут развиться из задатков сами по себе, просто созреть по мере развития человека. Даже для того чтобы научиться говорить и ходить на двух ногах, человеку необходимо постоянное общение с другими людьми. В Индии из деревень, граничащих с джунглями, дикие животные нередко похищают грудных детей. Рассказывают, что, когда этих детей, уже ставших взрослыми (15—18 лет), находят, они умеют только рычать, передвигаться на четвереньках, как и воспитывающие их звери.
Одаренность проявляется и в сфере физических движений.
Отсюда ясно, что неизмеримо более сложные творческие способности тем более не могут проявиться сами собой, в процессе простого физического роста. Для их выявления и развития решающее значение имеют общественные условия жизни, главное из которых — труд в коллективе. Без упорного труда нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Как писал Д. И. Менделеев: «... нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И наоборот, отношение к работе как к повинности приводит к постепенному угасанию имеющихся способностей. Следовательно, такие черты личности, как отношение к труду, настойчивость, любовь к делу — знакомые уже нам черты характера, имеют прямое отношение к формированию способностей. Если хочешь максимально развить свои способности, трудись и воспитывай свой характер!
2i.SU ©® 2015