Из всего сказанного выше ясно, как важно для человека разобраться в себе самом, в своих достоинствах и недостатках.
Успех здесь во многом зависит от нашего умения видеть не только определенные поступки, но и то, что лежит за ними, т. е. побуждающие их мотивы. Что заставляет человека делать так, а не иначе: боязнь ответственности, авторитет другого человека, привычка подчиняться или, наконец, уверенность в необходимости поступка, основанная на собственных убеждениях?
Поступок увидеть легче — он открыт глазу наблюдателя. Мотивы скрыты, и понять их можно, только сопоставляя различные факты, не допуская поспешных выводов.
Обычно поведение человека побуждается множеством мотивов. Есть мотивы, которые не мешают, а порой и помогают друг другу, и есть мотивы-антагонисты, взаимоисключающие друг друга. По мере развития человека из массы разнообразных, часто очень противоречивых мотивов начинают выделяться главные, ведущие, преобладающие. Понять, как «строится» личность, — это значит прежде всего определить, какие мотивы для нее главные, постоянные и какие играют подчиненную роль.
Ведущие мотивы как бы цементируют личность, определяют ее поведение, побуждают поступать так, а не иначе.
Система преобладающих мотивов поведения дает нам представление о направленности личности. Направленность может быть разной. Бывает, что у человека, например, очень устойчивы и ярко выражены мотивы, связанные с познавательными интересами — к литературе, искусству, научной деятельности; в других случаях преобладает интерес к общественной работе; в третьих — к занятиям спортом и т. д. Но наиболее полно характеризуют человека мотивы, в которых выражено его отношение к самому себе и к коллективу, обществу. Преобладают ли в побуждениях человека личные интересы, или он отдает предпочтение интересам коллектива? В первом случае мы говорим о личной, эгоистической направленности, во втором — о направленности общественной, коллективистической. Разумеется, общественная направленность вовсе не означает отказа от личных интересов. Речь идет лишь об относительном преобладании общественных интересов над личными, о том, что в определенных ситуациях человек выбирает общественные интересы, отодвигая личные на второй план.
Как показали исследования, от того, какова направленность человека, коллективист он или эгоист, в очень большой степени зависит весь склад его личности: особенности характера, взаимоотношения с другими людьми, отношение к трудовой деятельности и, конечно, к самому себе. Наличие коллективистической или эгоистической направленности во многом определяет в конце концов «судьбу» человека — его успехи и неудачи на жизненном пути. Вот почему так важно разобраться в мотивах, характеризующих ведущую направленность человека.
В жизни нередко смешиваются два понятия: общественная активность и общественная направленность личности. В классном, школьном или другом коллективе обычно есть активисты — общественники и так называемый «пассив». Считается, что активисты — это лучшие люди коллектива, болеющие душой за интересы класса, школы и т. д. Однако так бывает не всегда. Некоторые общественники занимают руководящее положение в коллективе в течение длительного времени. Избирая их из года в год на «руководящие должности», члены коллектива обычно исходят из того, что у этих людей есть организаторские способности, опыт общественной работы, необходимые умения. Все это верно. Но, с другой стороны, нередко случается, что среди тех, кто длительное время занимает «руководящее положение» в коллективе, немало людей с эгоистической направленностью. К активному участию в общественной работе их побуждают сугубо личные, эгоистические мотивы: «быть на виду», завоевать популярность, занимать в коллективе более «высокое положение» по сравнению с другими. В этом случае искажается сам смысл общественной работы: вместо того чтобы быть направленной на удовлетворение интересов коллектива, она становится средством для удовлетворения личных интересов такого активиста.
Но дело не только в этом. Подобная направленность ведет к тому, что у человека формируется целый ряд отрицательных качеств: зазнайство, высокомерие, пренебрежительное отношение к товарищам. Известны случаи, когда длительное пребывание на «руководящей должности» в коллективе постепенно изменяло отношение школьника и к товарищам, и к самому себе. У такого активиста появляется ложное убеждение в том, что он занимает особое положение, что рядовые члены коллектива в чем-то хуже его: менее умны, способны, развиты. Положение рядового члена представляется ему унизительным. В общественной работе такого активиста привлекает то, что она позволяет ему выделиться среди остальных. Он начинает командовать, покрикивать на товарищей. Активность его проявляется больше на словах, в выступлениях на собраниях, чем на деле. Выполнять конкретную черновую работу он считает для себя унизительным и старается перепоручить ее рядовым членам коллектива. В его поведении все заметнее проявляются любование собой, пренебрежительное отношение к товарищам. Это порождает частые конфликты с окружающими. Понимая, что теряет былой авторитет и уважение, такой школьник порой объясняет все «несправедливым» отношением к нему товарищей; собственные промахи и срывы в поведении не принимаются им во внимание.
Так у человека вырабатывается завышенная оценка собственных возможностей. И если в реальной жизни он сталкивается с неудачами, которые ставят под сомнение его высокую самооценку, у него появляется стремление защитить сложившееся высокое мнение о себе. В результате он начинает искаженно воспринимать окружающую действительность, объясняя собственные неудачи различного рода объективными обстоятельствами. Этот механизм, который психологи назвали аффектом неадекватности, обычно проявляется у человека с эгоистической направленностью личности.
Разумеется, не сама по себе общественная работа портит таких людей, а отсутствие достаточной требовательности со стороны избравшего их коллектива.
Итак, нужно различать общественную активность и общественную направленность. С этой точки зрения весьма полезно присмотреться и к самому себе: какие мотивы побуждают нашу Общественную активность?
Это важно для самовоспитания.
Ну, а если обнаруживается, что активность человека побуждается личными, эгоистическими мотивами? Можно ли характеризовать их как заведомо плохие? Уже упоминалось, что коллективистическая направленность не означает отказа от личных интересов. Личные мотивы могут быть весьма полезными, если они не заслоняют собой все остальное. Кроме того, сами по себе личные мотивы могут быть очень разными, и в соответствии с этим они по-разному влияют на формирование личности. Одно дело, если активность человека побуждается, например, стремлением добиться популярности любыми средствами; при этом он приписывает себе несуществующие достоинства. Совершенно другой случай, когда человек поставил перед собой цель добиться уважения окружающих, заслужить настоящий авторитет. Ведь и стремление к самосовершенствованию можно характеризовать как личный мотив! Однако следование этому мотиву существенно помогает человеку преодолеть эгоистические наклонности. В самом деле, известно немало случаев, когда человек начинал действовать из личных побуждений: ему хотелось завоевать популярность среди окружающих. Но для достижения этой цели оказывалось необходимым подчинить свое поведение определенным нравственным нормам. Постепенно эти нормы все более усваивались человеком, становились достоянием его личности. И вот уже первоначальное стремление к популярности уходило на второй план, а главным становилась потребность действовать в соответствии с усвоенными нормами поведения.
Личные мотивы, таким образом, могут быть союзником человека в его работе по совершенствованию собственной личности.
Коллективистическая направленность — ценное качество личности. Н. К. Крупская в одной из своих статей приводит слова В. И. Ленина о том, что основным принципом взаимоотношений людей при социализме должен быть принцип заинтересованности каждого человека в благополучии других людей, и отмечает, что отсюда следует одна из главных наших задач: «Надо из ребят воспитывать коллективистов».
Коллективистическая направленность преображает личность человека, дает ему возможность раскрыться во всем своем духовном богатстве, проявить свои способности, развить и укрепить ценные нравственные качества. Некоторые считают, что коллективист — это человек, который во всем поступается собственными интересами, привычками, потребностями ради интересов коллектива. Это неверно. Дело в том, что у коллективиста во многом изменяются и личные интересы: дела и заботы коллектива становятся близкими ему и как бы сливаются с личными интересами и переживаниями. Стремление к успеху общего дела превращается в потребность. Такая направленность дает простор развитию личности: человек не замыкается в узком кругу эгоистических интересов, стремится решать задачи, важные для целого коллектива, у него появляется бескорыстная заинтересованность в деле. Простота в обращении с окружающими, правдивость и искренность, активная деятельность, на благо коллектива — эти особенности личности свойственны людям с коллективистической направленностью.
Но общественная направленность человека не всегда проявляется в общественной активности. Есть люди, для которых интересы коллектива очень важны, но вместе с тем они не активны, не занимаются общественной работой. Причиной этого может быть отсутствие у них необходимых умений и навыков. Если коллектив живет полнокровной жизнью, каждый член коллектива находит себе дело по душе. При этом развиваются и активность и общественная направленность личности.
Таким образом, формирование личности происходит в конкретно-исторических условиях жизни общества; ведущая роль в ее формировании принадлежит воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые ставит перед собой общество.
Несколько лет назад один американский психолог провел исследование, в котором попытался изучить, как относятся к некоторым моральным принципам подростки в СССР, США, Англии и ряде других стран. Ученый пришел к выводу, что для американских, английских, швейцарских детей очень характерны проявления индивидуализма; многие из них считают морально ценным принцип «не вмешивайся, если дело не касается тебя лично». Напротив, большинство советских детей убеждены, что необходимо приходить на помощь другому человеку, добиваться — даже если это не касается их лично — торжества справедливости. Результаты исследования лишний раз подтверждают, что в условиях социалистического общества создаются благоприятные предпосылки для воспитания человека-коллективиста, который находит удовлетворение, радость и счастье в единении с другими людьми, в служении коллективу, обществу.
2i.SU ©® 2015